[identity profile] bordsnow.livejournal.com posting in [community profile] urb_a
Originally posted by [livejournal.com profile] bordsnow at Братский народ: чеченцы и украинцы.
Услышал как-то такую историю. Восточная женщина с какой-то черной байдой на голове сидела рядом с мужичком славянской внешности, который слушал и сосредоточенно кивал.

- Этих православных просто убивала бы!

Не стоит думать ничего плохого) Тетка раздавала прохожим исламские листовки. Те отказывались: "Мы православные". Представьте, что вы целый день раздаете рекламные буклеты, а вас вежливо посылают.

Постепенно разговор перешел на семейные проблемы верующих. Мужчина жаловался, что никак не удается приучить православную жену к муслимским традициям.

- Тяжело в семье, где жена другой религии, - кивала собеседница. У ней был восточный акцент, мужчина говорил по-русски чисто. А из дальнейшего разговора стало понятно, что он не русский! Но невозможно было найти в его внешности ничего, что хоть отдаленно бы напоминало горца.

...
В XIII веке, спасаясь от монгольского нашествия, чеченцы ушли в горы. В XVI веке, когда размножившихся нохчей уже не могли прокормить горы, а монголов давно и след простыл, они начали спускаться в долины. Где жили уже другие народы.

Страшная земельная теснота, голод толкали чечено-ингушские племена из горных круч и теснин к тучным плоскостным землям. За многовековую историю они не раз выходили к притеречным просторам и вынуждены были снова укрываться в горы под давлением более сильного противника

Как правило, чеченцы арендовали у местных лесистую землю, поскольку на плородные земли не пускали, и обустраивались там. Укрепившись, они восставали, обвиняя в притеснениях и выпиливая немногочисленное местное население. Это отражено в фольклоре - традиционно отважный чеченский юноша выпиливает очередного черкесского князька for teh great justice. Постоянный приток нохчей с гор обеспечивал в скором времени изначально небольшому чеченскому поселению численное преимущество. Чем и определялся успех реконкисты.

Это победное шествие завершилось на берегах речки Терки (Терек). Где к тому времени уже давно укоренились воровские, терские и гребенские казаки. Обитатели этой прибрежной долины были русскими. Это были лихие беглые люди, промышлявшие разбоем и основавшие по берегам реки казачьи станицы. Переселение нохчей вытесняло их с предгорий, но на берегах Терки они прочно закрепились и оказали достойное сопротивление.

В долине Терки народности смешивались и притирались друг к другу, создав своеобразную границу. Здесь происходило взаимопроникновение культур, но процесс ассимляции уравновешивался притоком новых чеченцев с гор и беглых с просторов России. Основой для поддержания идентичности служила религия. Однако и казаки не могли в полной мере отправлять религиозные обряды (официальной церкви в тех местах не существовало), и у чеченцев, несмотря на ислам, верования различались от тейпа к тейпу. Существовали все предпосылки для преодоления религиозного барьера, что, видимо, и могло бы произойти.

Что касается языка и культуры терцев, то это, конечно, часть русского мира — в широком понимании слова «русский». И принадлежность к русскому миру была установлена через принятие православия. Именно религиозное самоопределение стало в конечном итоге основой и национальной идентификации. Довольно точно известно, что целые семьи и роды чеченцев приняли христианство, и они оказались включены в терский этнос, их потомки стали терскими казаками. А большой клан терцев принял ислам, и стал основой для чеченского тейпа Гуной.
...


Домашний быт казаков складывался под влиянием обычаев местного горского населения: чеченцев, ингушей, кабардинцев, кумыков. В сельской местности казаки строили избу, саклю и кладовую, так называемую «хатку». Внутреннее устройство домов казаков и горцев мало отличалось. Сакля обычно делилась на две части, и казачья изба имела две комнаты. Убранство комнат было также схожим. Л.Н. Толстой, живший в молодости в Чечне, писал о гребенских казаках, что они «устраивают свои жилища по чеченскому обычаю».

Традиционно в каждом казачьем, так же как и в горском доме, имелся арсенал оружия. На одной из стен висели кобура для пистолета и кинжал в кожаной или серебряной оправе, тут же - шашка с серебряными бляхами, револьвер, берданка или двустволка и несколько штук кинжалов в простой оправе. Оружие для казака, так же как и для чеченца, ингуша, кумыка, кабардинца было неотъемлемой частью жизни. Казаки высоко ценили мастерство чеченских оружейников, поэтому о знаменитых атагинских клинках говорится даже в старинных казачьих песнях.

Горская одежда, приспособленная к укладу местной жизни, была принята и освоена казаками, как мужчинами, так и женщинами. Мужчины носили кавказскую бурку, бешмет, папаху, башлык, черкеску. Украшали себя кавказским поясом, кинжалом и газырями с металлическими или серебряными наконечниками. Праздничная одежда казака висела в избе на видном месте: несколько черкесок разных цветов, украшенных простыми и серебряными газырями, мягкая праздничная обувь - сапоги, ноговицы и чувяки с чулками, обшитыми галуном или бархатом.Чеченцы, ингуши, кумыки, черкесы, ногайцы в свою очередь, многое из одежды переняли у русских. «Последствия сближения с русскими, – отмечал в 1859 году современник, – были очевидны». Детей стали одевать в рубашки. А с течением времени и взрослые стали пробовать носить одежду европейского покроя.Терские казаки ввели в свою кухню ряд чеченских национальных блюд: лепешки с начинкой из сыра и овощей, пресный хлеб–пасту, дат-кодар – смесь творога с топленым маслом многое другое. Горцы тоже оценили некоторые чисто русские продукты, в том числе удобные для кухни в зимние месяцы воблу и квашеную капусту.

Горские музыкальные инструменты и танцы естественно вошли в жизнь терских казаков. На зурне, свирели, пондуре играли мужчины, а на гармошке играли женщины-казачки. А круговой и темпераментный танец Наурская лезгинка стал национальным танцем терских казаков.
Так же естественно неотъемлемой частью жизни казаков стало участие в состязаниях по джигитовке, во время которых они демонстрировали смелость, находчивость и искусство верховой езды. А казачки, так же как и женщины-горянки, любовно и заботливо ухаживали за конями.
Многонациональность региона неизбежно сказалась на взаимных языковых заимствованиях. В процессе общения и казаки, и горцы расширяли свой словарный запас. Благодаря этому сегодня мы можем, например, описать чеченскую одежду и обычаи.

Смешанные семьи

Терские казаки еще с середины 16 века установили добрососедские отношения с чеченцами. На протяжении длительного времени горцы и казаки жили мирно то рядом, то вместе, помогали друг другу во всем и роднились между собой. Среди многих свидетельств об этом - рассказ чеченского историка Умалата Лаудаева о своих сородичах из станицы Червленной. В эту станицу бежали чеченцы из селения Гуни, нынешнего Веденского района. Прожив там довольно долго, гуноевцы породнились с казаками, хотя никогда не забывали своей прародины и всегда были рады встрече с земляками. Один из любителей старины писал: «Среди терских казаков… даже в типе их наружности проглядывают черты, общие с горцами; особенно характерны эти черты у казачек: наряду с лицом великорусской красавицы, круглым, румяным, мы встречаем продолговато-бледное, овальное личико с чеченской кровью».

Еще одно наблюдение о результатах соединения русской и кавказской крови оставил в 1915 году местный краевед Ф.С. Гребенец: «Новогладковская женщина – местного происхождения. Она приобрела легкий стан от кавказского горца, а от казака заимствовала рост, мускульную силу и трезвый характер русской женщины. Таким образом, в каждой новогладовской казачке течет кровь чеченца, кабардинца или ногайца и многих других народностей Кавказа, которые так или иначе соприкасались с ними, входили в семью гребенцов и становились ее членами».

Многие терские казаки были кунаками (друзьями) чеченцев. Они гордились этой дружбой и верность ей передавали от поколения к поколению. А кунаки всегда роднились между собой. Читаем у Толстого: «Еще до сих пор казацкие роды считаются родством с чеченцами... Дедушка Ерошка говорил Оленину: - Вся наша родня – чеченская, у кого бабка, у кого тетка чеченка была».

Смешанные семьи возникали не только в казачьих станицах, но и в горных аулах. Так, во время Кавказской войны русские солдаты порою в силу определенных обстоятельств уходили в горы. Там они женились на чеченках, ингушках, черкешенках, кумычках, обзаводились хозяйством и начинали новую, мирную жизнь.

Веками шло взаимопроникновение русских и горских обычаев и традиций. И в результате разные нации пришли к общему семейному и общественному укладу.


Таким образом, область сосуществования казаков и чечнцев представляла собой уникальный ареал, где жило, по сути, генетически идентичное население, с двумя все ближе смыкающимися, но все еще разными культурами. Процесс смешения наций и создания нового народа был прерван экспансией Российской Империи на Северном Кавказе, в Западном Прикаспии, последовавшей за разгромом Астраханского ханства.

Видя в православных казаках естественных союзников, власти предложили им поступить на службу к царю, обещая покровительство. Большинство приняло это предложение, переправившись на левый берег Терека. Остальные растворились среди чеченцев.

У чеченцев сразу же возникли трения с новой властью. Это было связано с тем, что горцы жили набегами, которые раньше, впрочем, не имели большого масштаба. Грабить воинственных соседей было непросто, да и взять было особо нечего. Поэтому удачный набег считался проявлением доблести и удали. Теперь же приток мирных жителей в границам империи, устройство городов и поселений, начало широкой торговой деятельности послужило толчком для набегов и конфликтов. Нельзя сказать, чтоб чеченцы особо не любили русских. Они действовали в соответствии с вековыми традициями. Но такое поведение оказалось несовместно с мирной гражданской жизнью, как в остальной России, и вылилось в череду кавказских войн.

Следует отметить, что чеченцев никто особо не притеснял. Им разрешали жить своим укладом на своей земле. У них даже сложился особый способ вести набеги. "Мирные чеченцы", жившие в долине, выступали в роли разведчиков, а после набега укрывали спустившихся с гор соотечественников и награбленное. Этот очень удобный промысел привел в конце концов к печальному итогу.

Тем не менее, чеченцы - самый близкий к русским народ на Кавказе. Результат многовекового сосуществования с казаками, как говорится, налицо.

Однако, широко освещаемые самими чеченцами генетические исследования, показывают, что их генотип не имеет ничего общего с русским! Этот конфуз, вероятно, имеет забавную природу. Бум на исследования генотипа начался с работ 2002 года американского ученного Хаммера. В 2005 году при поддержке Географического Общества США стартовал Международный генографический проект, проливший свет на распределение этносов по всей планете. А в 2009 году американский ученый Андерхолл опубликовал наиболее масштабное исследование, собрав материал для анализа почти во всех регионах мира. Которое, кстати, показало и то, что арийцами являются как раз славяне (арийская гаплогруппа R1a1 называется также славянской).

Но в это время проводить какие-либо исследования в Чечне было невозможно, война там окончилась только в 2009, однако и позже обстановка оставалась опасной для гражданских лиц. Но существует специальная программа, которая позволяет всем желающим исследовать образцы своих тканей. Результаты этих этнических исследований становятся публичным достоянием. Чеченские патриоты ревностно относятся к своей национальной идентичности. Ведь чеченцы - очень молодая нация, споры о которой идут до сих пор. Поэтому аксакалы отправили на исследования образцы самых расово чистых горцев, с большими орлиными носами. Результат превзошел самые смелые ожидания! Оказалось, что одной из наиболее часто встречающися гаплогрупп у чеченцев является иудейская. Перед исламитами встала новая идеологическая задача.

Замечательно, что очень схожий процесс после монголо-татарского нашествия происходил и у украинцев! В результате этой катастрофы примерно треть населения Руси была уничтожена кочевниками, степные области обезлюдели. Еще долго любые попытки оседлой жизни тут были обречены из-за набегов кочевников.

После падения Золотой Орды и ослабления кочевых племен пустующие области начали заселяться также беглыми лихими людьми, сформировавшими украинское казачество. Центром стало Запорожье, речная долина за порогами Днепра, затрудняющими вторжения. В этой области также сплавлялись различные культуры, в первую очередь, русские, бежавшие из России, а также западноукраинцы, из территорий Галицко-Волынского княжества, которые представляли собой продукт ассимляции русских, поляков, венгров и прочих народностей. В дальнейшем, так же, как и на Кавказе, часть казаков поступила на службу к русскому царю.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

urb_a: (Default)
РуZZкий военный корабль, иди нахуй

May 2023

S M T W T F S
 123456
78910111213
1415 161718 1920
21222324252627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 30th, 2026 12:26 pm
Powered by Dreamwidth Studios