«Банда фанатиков, без всякого влияния». /французский консул в Киеве (и резидент французской разведки) Эмиль Энно о Центральной Раде Грушевского/.
Очередная годовщина трагедии под Крутами вызывает к жизни рефлекторные сокращения мышц у любых властей Украины. Языки мелют чушь о "Трёхстах спартанцах", грудью защищавших Киев от русских орд, ноги несут к помпезному памятнику невинно убиенных студентов, патетически вздымаются руки. В этом ритуале сливаются воедино все - и голубые гиены Януковича, и белые саламандры Юли Тимошенко, "фронтовика" Яценюка и нац-истов Тягнибока, льются славословия Грушевскому и Винниченко, как руководителям "первой независимой украинской державы". Кажется, что в этот день вся Украина слилась в экстазе воспевания героических защитников "Нэзалэжной Нэньки Украины".
Перезахоронение после оккупации немцами Киева.
Нет смысла фантазировать. Смуту Гражданской войны и иностранной оккупации пережило множество людей, занимавших высокие посты в УНР и написавшие воспоминания. Именно они, пережившие позор, предательство и собственные иллюзии, лучшие свидетели:
Бывший председатель генерального секретариата Центральной Рады УНР Дмитрий Дорошенко: «Когда со стороны Бахмача и Чернигова двинулись на Киев большевистские эшелоны, правительство не могло послать для отпора ни единой воинской части. Тогда собрали наскоро отряд из студентов и гимназистов старших классов и бросили их - буквально на убой - навстречу прекрасно вооруженным и многочисленным силам большевиков. Несчастную молодежь довезли до станции Круты и высадили здесь на «позиции». В то время, когда юноши (в большинстве никогда не державшие в руках ружья) бесстрашно выступили против надвигавшихся большевистских отрядов, начальство их, группа офицеров, осталась в поезде и устроила здесь попойку в вагонах; большевики без труда разбили отряд молодежи и погнали его к станции. Увидев опасность, находившиеся в поезде поспешили дать сигнал к отъезду, не оставшись ни минуты, чтобы захватить с собой бегущих... Путь на Киев был теперь совершенно открыт».

Так вот, пока студенты "сполняли", прекрасно вооруженные галицкие сечевики Петлюры вырезали в Киеве 1800 рабочих "Арсенала", погрузились в вагоны вместе с Грушевским и Ко и рванули к немцам.
Уже в ночь с 8 на 9 марта УНР подписывает мир с немцами. Грушевский согласился на оккупацию Украины да еще обязался поставить Германии и Австро-Венгрии 60 млн. пудов зерна, 2750 тыс. пудов мяса, 400 млн. яиц и другой сельскохозяйственной продукции и сырья.
Центральная Рада и правительство, как пишет в своих воспоминаниях министр Порш, узнали одновременно и о заключении мира, и о движении немцев на Украину, находясь в вагонах около станции Сарны. При этом известии, сообщает А. Севрюк в своей книге "Брестский мир", Грушевский расплакался. Расплакался и Петлюра (по свидетельству его ближайшего сотрудника — Исаака Мазепы).

Стихотворение Тычины "Памяти тридцати", посвященное Крутам.
Расценивать эти слёзы, как проявление горечи, сожаления, осознания предательства можно лишь витая в эмпиреях. Реальность же проста - плакальщики бежали от наступающих украинских большевиков к немцам и австриякам - к своим спасителям. Это были слёзы радости, осознание близкого спасения и возможности вскоре вернуться в Киев на штыках оккупационной армии. И они вернулись.
Вернулись и устроили шоу с перезахоронением убитых студентов. Превратив трагедию в праздник с собиранием денег на памятник "павшим героям". Но и здесь деятели УНР продемонстрировали свою подлость (кстати, доказывающую преемственность нынешних властителей Украины).
Сразу же после похорон «героев», им решили возвести в Киеве памятник. «Национально сознательная» общественность стала собирать средства. Желающих поддержать дело деньгами оказалось мало. 400 рублей дали члены семьи крупного землевладельца Евгения Чикаленко, финансировавшего украинское движение еще до революции. Писатель Григорий Коваленко передал 500 рублей (десятую часть гонорара за очередной свой опус). Немногим более 300 рублей собрали учителя, ученики и родители учеников украинской гимназии имени Шевченко. 100 рублей выделил украинский книжный магазин общества «Час» («Время»). Также 100 рублей внес некий инженер Сергей Коломийцев. И еще некоторые частные лица сделали пожертвования в размере от 10 до 40 рублей (имена всех жертвователей с указанием внесенных ими сумм публиковались в газетах). Всего получилось 1556 рублей 50 копеек. Сумма не ахти какая, но и ее умудрились переполовинить. Когда летом 1918 года новое правительство гетмана Скоропадского занялось вопросом о памятнике, выяснилось, что собранных средств в наличии имеется 849 рублей.
К тринадцатой годовщине трагедии в эмигрантском журнале «Гуртуймося» («Сплотимся») о Крутах писали: «В Спарте целый народ был за Леонидом с его спартанцами, ждал от него героизма, как чего-то обычного, возможного. Целый гений народный был с ним, а на Украине... Железнодорожники и народ не только не благословляли крутян на бой с москалями, а наоборот, делали им все, что могло быть наиболее враждебно».

Винниченко в 3-томнике "Відродження нації": "...Наш вплив був менший. Він був уже остільки малий, що ми з великими труднощами могли складати якісь невеличкі більш-менш дисципліновані частини й висилати їх проти більшовиків. Більшовики, правда, теж не мали великих дисциплінованих частин, але їхня перевага була в тому, що всі наші широкі маси солдатства не ставили їм ніякого опору або навіть переходили на їхній бік, що майже все робітництво кожного міста ставало за ними, що в селах сільська біднота явно була більшовицька, що, словом, величезна більшість самого українського населення була проти нас...."
Воспоминание члена ЦК УПСФ С.Ефремова о Владимире Шульгине, которого ученый-эрудит знал с детства: «І от тут починається страшна трагедія таких душ, як Шульгинова. На заклик вони озвалися, пішли й зложили все, що мали... Але я уявляю собі, що довелось їм пережити там, під Крутами, покинутим, беззбройним і беззахисним, перед невблаганним диким ворогом, і, може, з убійчою свідомістю, що чиста жертва їх ні на що не здалася, що вона за даних обставин страшної дезорганізації вийшла зайвою і непотрібною, нікого і нічого не рятувала..."
Историк украинской диаспоры И.Лысяк-Рудницкий: «Легенда, що її треба здати до архіву, це казка про «надчисленні полчища» ворогів, що під їх ударами буцімто завалилася українська державність. У дійсності інтервенційні московські армії під час першої та другої навали (зими 1917—18 рр. та 1918—19 рр.) були відносно малі. Кремль до літа 1919 року не диспонував великою регулярною армією..."
Австро-Венгерские военнослужащие на Николаевском бульваре. Лето 1918 года

Фото сделанное немецким солдатом в Киеве в 1918 году

P.S. Беда правительства УНР, равно как и Гетьманата Скоропадского и Дериктории Петлюры была в том, что никакой "украинский народ" их не избирал и поддержкой 30-миллионного населения они не пользовались. Первые сами себя выбрали в 1917-м из представителей нескольких имевшихся в Киеве партий и движений, последующие приходили к власти на немецких и польских штыках.
Что до "московских орд", то их и правда не существовало. Нельзя же считать таковыми матросов Балтфлота, призванных в Малороссии, которых опять же малоросс и глава Центробалта Дыбенко собирал по кораблям и отправлял домой - Советскую власть защищать. Да и другие отряды (тог же Муравьева) формировались из местных жителей. Это вообще характерно для Гражданской войны - в первые годы основная масса штыков состояла из местных. По мере удаления от родных мест народ потихоньку дезертировал. Случалось, что в итоге один и тот же солдат и пять и шесть раз менял армию. Наглядным примером могут служить галицкие сечевики. Начав воевать в армии Австро-Венгрии, они последовательно служили в ЗУНР, УНР, гетманате Скоропадского, директории Петлюры, белой армии Юга России и в Красной армии, дезертировав оттуда и сдавшись в итоге полякам.
Самое смешное, что потом из них же в Польше правая рука Петлюря, полк-к Коновалец организовал ОУН, которая поляков же и убивала. А в годы мировой войны перешла на службу к гитлеровцам, уничтожая приютивших их после гражданской поляков уже сотнями тысяч.
Эта миграция укро-наци тем более интересна в контексте вышеизложенного, потому что руководивший брошенными на убой гимназистами сотник Аверкия Гончаренко впоследствии добровольцем вступил в 14 дивизию СС "Галиция".
Однако, показательно.
P.P.S. Подробности, списки погибших, фотографии, видео и документы о Крутах:
Миф третий - Круты
Город Нежин и станция Круты
Немного о Крутах и СС
Краткий путеводитель предателя
Празднуем убой молодняка?
Сказка о трёхстах украинских спартанцах (годовщина)
Ющенко решил изменить историю, провозгласив 29 января Днём защитника Отечества. В честь Крут.
Часть фото - http://varjag-2007.livejournal.com/4016569.html
http://www.2000.net.ua/print?a=%2Fp aper%2F7160
http://varjag-2007.livejournal.com/1403 102.html#cutid1
http://www.nashkray.kiev.ua/podi/boipid kritami.html
http://odnarodyna.com.ua/node/11835
http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/01/29/prestuplenie_na_stancii_kruty
http://ruskline.ru/analitika/2012/01/28/kruty2012_proverka_ukrainy_na_vshivost/
http://www.ukrstor.com/dikij/dikij2-05.html

Очередная годовщина трагедии под Крутами вызывает к жизни рефлекторные сокращения мышц у любых властей Украины. Языки мелют чушь о "Трёхстах спартанцах", грудью защищавших Киев от русских орд, ноги несут к помпезному памятнику невинно убиенных студентов, патетически вздымаются руки. В этом ритуале сливаются воедино все - и голубые гиены Януковича, и белые саламандры Юли Тимошенко, "фронтовика" Яценюка и нац-истов Тягнибока, льются славословия Грушевскому и Винниченко, как руководителям "первой независимой украинской державы". Кажется, что в этот день вся Украина слилась в экстазе воспевания героических защитников "Нэзалэжной Нэньки Украины".
Нет смысла фантазировать. Смуту Гражданской войны и иностранной оккупации пережило множество людей, занимавших высокие посты в УНР и написавшие воспоминания. Именно они, пережившие позор, предательство и собственные иллюзии, лучшие свидетели:
Бывший председатель генерального секретариата Центральной Рады УНР Дмитрий Дорошенко: «Когда со стороны Бахмача и Чернигова двинулись на Киев большевистские эшелоны, правительство не могло послать для отпора ни единой воинской части. Тогда собрали наскоро отряд из студентов и гимназистов старших классов и бросили их - буквально на убой - навстречу прекрасно вооруженным и многочисленным силам большевиков. Несчастную молодежь довезли до станции Круты и высадили здесь на «позиции». В то время, когда юноши (в большинстве никогда не державшие в руках ружья) бесстрашно выступили против надвигавшихся большевистских отрядов, начальство их, группа офицеров, осталась в поезде и устроила здесь попойку в вагонах; большевики без труда разбили отряд молодежи и погнали его к станции. Увидев опасность, находившиеся в поезде поспешили дать сигнал к отъезду, не оставшись ни минуты, чтобы захватить с собой бегущих... Путь на Киев был теперь совершенно открыт».

Участник боя, учащийся Киевской Кирилло-Мефодиевской гимназии Игорь Лосский: «Можно себе вообразить, как гротескно выглядела сотня. Обычным делом было сочетание собственной обуви, безразмерных солдатских штанов, подвязанных «мотузком» (ремней не выдавали), гимназическая или студенческая куртка или камзольчик, а сверху - шинель, как минимум с оборванной полой». Этот воинственный вид дополнили арестантские шапки вместо головных уборов, а главное, «старые поржавевшие ружья... И это все тогда, когда спустя месяц большевики, захватив помещение школы, нашли там полные склады новеньких сапог, формы, не говоря уже о боеприпасах и оружия».Перезахоронение после оккупации немцами Киева.
Так вот, пока студенты "сполняли", прекрасно вооруженные галицкие сечевики Петлюры вырезали в Киеве 1800 рабочих "Арсенала", погрузились в вагоны вместе с Грушевским и Ко и рванули к немцам.
Уже в ночь с 8 на 9 марта УНР подписывает мир с немцами. Грушевский согласился на оккупацию Украины да еще обязался поставить Германии и Австро-Венгрии 60 млн. пудов зерна, 2750 тыс. пудов мяса, 400 млн. яиц и другой сельскохозяйственной продукции и сырья.
Центральная Рада и правительство, как пишет в своих воспоминаниях министр Порш, узнали одновременно и о заключении мира, и о движении немцев на Украину, находясь в вагонах около станции Сарны. При этом известии, сообщает А. Севрюк в своей книге "Брестский мир", Грушевский расплакался. Расплакался и Петлюра (по свидетельству его ближайшего сотрудника — Исаака Мазепы).
Стихотворение Тычины "Памяти тридцати", посвященное Крутам.
Расценивать эти слёзы, как проявление горечи, сожаления, осознания предательства можно лишь витая в эмпиреях. Реальность же проста - плакальщики бежали от наступающих украинских большевиков к немцам и австриякам - к своим спасителям. Это были слёзы радости, осознание близкого спасения и возможности вскоре вернуться в Киев на штыках оккупационной армии. И они вернулись.
Вернулись и устроили шоу с перезахоронением убитых студентов. Превратив трагедию в праздник с собиранием денег на памятник "павшим героям". Но и здесь деятели УНР продемонстрировали свою подлость (кстати, доказывающую преемственность нынешних властителей Украины).
Сразу же после похорон «героев», им решили возвести в Киеве памятник. «Национально сознательная» общественность стала собирать средства. Желающих поддержать дело деньгами оказалось мало. 400 рублей дали члены семьи крупного землевладельца Евгения Чикаленко, финансировавшего украинское движение еще до революции. Писатель Григорий Коваленко передал 500 рублей (десятую часть гонорара за очередной свой опус). Немногим более 300 рублей собрали учителя, ученики и родители учеников украинской гимназии имени Шевченко. 100 рублей выделил украинский книжный магазин общества «Час» («Время»). Также 100 рублей внес некий инженер Сергей Коломийцев. И еще некоторые частные лица сделали пожертвования в размере от 10 до 40 рублей (имена всех жертвователей с указанием внесенных ими сумм публиковались в газетах). Всего получилось 1556 рублей 50 копеек. Сумма не ахти какая, но и ее умудрились переполовинить. Когда летом 1918 года новое правительство гетмана Скоропадского занялось вопросом о памятнике, выяснилось, что собранных средств в наличии имеется 849 рублей.
К тринадцатой годовщине трагедии в эмигрантском журнале «Гуртуймося» («Сплотимся») о Крутах писали: «В Спарте целый народ был за Леонидом с его спартанцами, ждал от него героизма, как чего-то обычного, возможного. Целый гений народный был с ним, а на Украине... Железнодорожники и народ не только не благословляли крутян на бой с москалями, а наоборот, делали им все, что могло быть наиболее враждебно».

Винниченко в 3-томнике "Відродження нації": "...Наш вплив був менший. Він був уже остільки малий, що ми з великими труднощами могли складати якісь невеличкі більш-менш дисципліновані частини й висилати їх проти більшовиків. Більшовики, правда, теж не мали великих дисциплінованих частин, але їхня перевага була в тому, що всі наші широкі маси солдатства не ставили їм ніякого опору або навіть переходили на їхній бік, що майже все робітництво кожного міста ставало за ними, що в селах сільська біднота явно була більшовицька, що, словом, величезна більшість самого українського населення була проти нас...."
Воспоминание члена ЦК УПСФ С.Ефремова о Владимире Шульгине, которого ученый-эрудит знал с детства: «І от тут починається страшна трагедія таких душ, як Шульгинова. На заклик вони озвалися, пішли й зложили все, що мали... Але я уявляю собі, що довелось їм пережити там, під Крутами, покинутим, беззбройним і беззахисним, перед невблаганним диким ворогом, і, може, з убійчою свідомістю, що чиста жертва їх ні на що не здалася, що вона за даних обставин страшної дезорганізації вийшла зайвою і непотрібною, нікого і нічого не рятувала..."
Историк украинской диаспоры И.Лысяк-Рудницкий: «Легенда, що її треба здати до архіву, це казка про «надчисленні полчища» ворогів, що під їх ударами буцімто завалилася українська державність. У дійсності інтервенційні московські армії під час першої та другої навали (зими 1917—18 рр. та 1918—19 рр.) були відносно малі. Кремль до літа 1919 року не диспонував великою регулярною армією..."
Австро-Венгерские военнослужащие на Николаевском бульваре. Лето 1918 года

Фото сделанное немецким солдатом в Киеве в 1918 году

P.S. Беда правительства УНР, равно как и Гетьманата Скоропадского и Дериктории Петлюры была в том, что никакой "украинский народ" их не избирал и поддержкой 30-миллионного населения они не пользовались. Первые сами себя выбрали в 1917-м из представителей нескольких имевшихся в Киеве партий и движений, последующие приходили к власти на немецких и польских штыках.
Что до "московских орд", то их и правда не существовало. Нельзя же считать таковыми матросов Балтфлота, призванных в Малороссии, которых опять же малоросс и глава Центробалта Дыбенко собирал по кораблям и отправлял домой - Советскую власть защищать. Да и другие отряды (тог же Муравьева) формировались из местных жителей. Это вообще характерно для Гражданской войны - в первые годы основная масса штыков состояла из местных. По мере удаления от родных мест народ потихоньку дезертировал. Случалось, что в итоге один и тот же солдат и пять и шесть раз менял армию. Наглядным примером могут служить галицкие сечевики. Начав воевать в армии Австро-Венгрии, они последовательно служили в ЗУНР, УНР, гетманате Скоропадского, директории Петлюры, белой армии Юга России и в Красной армии, дезертировав оттуда и сдавшись в итоге полякам.
Самое смешное, что потом из них же в Польше правая рука Петлюря, полк-к Коновалец организовал ОУН, которая поляков же и убивала. А в годы мировой войны перешла на службу к гитлеровцам, уничтожая приютивших их после гражданской поляков уже сотнями тысяч.
Эта миграция укро-наци тем более интересна в контексте вышеизложенного, потому что руководивший брошенными на убой гимназистами сотник Аверкия Гончаренко впоследствии добровольцем вступил в 14 дивизию СС "Галиция".
Однако, показательно.
P.P.S. Подробности, списки погибших, фотографии, видео и документы о Крутах:
Миф третий - Круты
Город Нежин и станция Круты
Немного о Крутах и СС
Краткий путеводитель предателя
Празднуем убой молодняка?
Сказка о трёхстах украинских спартанцах (годовщина)
Ющенко решил изменить историю, провозгласив 29 января Днём защитника Отечества. В честь Крут.
Часть фото - http://varjag-2007.livejournal.com/4016569.html
http://www.2000.net.ua/print?a=%2Fp
http://varjag-2007.livejournal.com/1403
http://www.nashkray.kiev.ua/podi/boipid
http://odnarodyna.com.ua/node/11835
http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/01/29/prestuplenie_na_stancii_kruty
http://ruskline.ru/analitika/2012/01/28/kruty2012_proverka_ukrainy_na_vshivost/
http://www.ukrstor.com/dikij/dikij2-05.html
