[identity profile] rusistka.livejournal.com posting in [community profile] urb_a
Оригинал взят у [livejournal.com profile] rusistka в "Борцы за независимость" против "борцов за независимость"
В продолжение темы "спора славян между собой" публикую статью Станислава Липовецкого о непростых украинско-польских взаимоотношениях.

Когда поляки спрашивают о моем отношении к деятельности Бандеры, я пытаюсь ответить другим: "А как Вы относитесь к деятельности Пилсудского и его соратников?"
Дискуссии о личности Степана Бандеры, как и целого бандеровского движения, продолжаются еще с первой половины ХХ века. И хотя общее восприятие построено на противопоставлении "бандеровцев" и коммунистической системы, однако главными оппонентами украинского революционного движения была и остается польская сторона.
В отличие от надуманных аргументов сторонников "пророссийского" направления, поляки до сих помнят и при случае напоминают украинцам о политическом терроре, направленном против государственных деятелей II-ой Речи Посполитой.
Непосредственное участие в этом русле - как и руководство революционным движением в Галичине - принадлежит Степану Бандере.
Поэтому в духе известного лозунга "никто не забыт, ничто не забыто" поляки в различных ситуациях пытались напомнить это "бандеровцам" - будь то политические приговоры в 1930-х годах, издевательства и убийства украинцев в немецких концлагерях, или резонансная резолюция Европарламента трехлетней давности , где с подачи польских депутатов осудили присвоение звания Героя Украины Степану Бандере.
С польской точки зрения все, на первый взгляд, логично, однако остается "одно но": украинское националистическое движение в межвоенный период  в определенной степени подражало польским революционерам, которые идентичными методами боролись за свою независимость.



8 ноября 1906, станция Рогув под Лодзи. Нападение боевиков Польской Социалистической партии (боевое крыло которой возглавлял Пилсудский), на почтовый поезд Российской империи с целью ограбления. Рисунок польского художника 1937

Начала подпольного украинского революционного движения уже имели признаки мимикрии с польской истории - не только название Украинской Военной Организации (УВО), созвучно Польской Военной Организации, но и один из псевдонимов полковника Евгения Коновальца "Дидо" очень напоминал псевдоним Пилсудского "Дзядек" (с пол . - "дедушка"). Это случайность? Мемуары не дают ответа на этот вопрос.
Однако дальнейшее развитие освободительной борьбы свидетельствует, что польский след был слишком выразителен. Прежде всего, речь идет об идеологической и психологической установке. Хоть бы так, но украинцы в Галиции вынуждены были даже в собственных учебных заведениях учить польскую историю и литературу.


Польская памятная листовка 1928 года, которая является переводом объявления о розыске государственного преступника Пилсудского 1887 года. Фото: польская вики

Как позже это отразил один из выдающихся деятелей ОУН Владимир Янов: "Больше всего раздражало то обстоятельство, которое мы все осознавали, еще лесять лет назад сами поляки были в подобном положении в трех различных заимках [захвачены тремя различными государствами - ИП], и они вынуждены хорошо помнить подобные ситуации, описанные с такой трагической пластичностью поэтами-патриотами, которых мы читали, и даже им сочувствовали ".
И не только сочувствовали. История польского освободительного движения была определяющей для многих украинских подпольщиков. Когда в 1926 году году во Львове судили членов "Летучей бригады", которые осуществили целый ряд нападений на государственные учреждения, в т.ч. и львовскую почту, то один из подсудимых - Иван Паславский произнес целую речь посвященную польским революционерам:
"В глазах господина прокурора - я бандит. Но для всех людей, понимающих, что такое свобода, свобода и независимость народа и как отдельные представители этого народа хотят ее получить - я не бандит.
Ещё в гимназии я был обязан очень много вашим поэтам от Мицкевича,до Серошевського, а во время долгого сидения в лагерях и в эмиграции я читал, занимался и добывал себе основы для лучшего будущего моей нации на произведениях и воспоминаниях ваших больших революционеров от Окшеи, Мирецкого, Барона до ныне живущих настоящего маршалка Иосифа Пилсудского, его жены, бывшего президента Войцеховського (Эдмунд), Медарда Довнаровича и всех тех, которые сегодня стоят во главе польского государства.


19 мая 1905. Улица Медовая в Варшаве, после покушения боевиков ППС на жизнь генерал-губернатора Константина Максимовича

Им обязан, что в страшные времена психического упадка в лагере и в эмиграции, когда я видел развалины моего государства, я не попал в отчаяние, и я, маленький человек, пошел по стопам тех великих революционеров и строителей Польши.
Я поступил так, как советовал итальянцам поступать в их освободительной борьбе ваш великий поэт Адам Мицкевич. Я поступил так, как когда-то ваш первый маршал Польши, ваш национальный герой, Иосиф Пилсудский.
И я не бандит, господа судьи! Я член моей организации, выполнил только ее приказ - личных выгод я не имел. И прошу меня судить не как бандита, но как члена украинского народа, воина украинской армии, выполнял приказ своей организации на благо моего украинского народа. "
В будущем трудно встретить подобные речи - украинцы за короткое время сформировали свою традицию подпольной борьбы со своими героями и поэтами. Впрочем, адвокаты на политических процессах не раз пытались тронуть скамью присяжных упоминаниями про идентичный опыт борьбы польского народа.
Уже в конце 1920-х годов подпольное издание УВО "Горн" опубликует целый цикл статей о польском опыте борьбы, главными фигурантами которого были государственные руководители Польши.
Вот хотя бы перечень названий: "Как Пилсудский организовал атентат на варшавского генерал-губернатора Скалона?", "Как Пилсудский наказывал провокаторов?", "Как Пилсудский переводил экспроприации?", "Как польские боевики убили шефа царской жандармерии" и др..


Члены боевой группы НСЛ - бывшие террористы, а ныне почтенные члены общества. Под № 1 - Александра Пилсудская, жена Й.Пилсудського, 2 и 3 - парламентарии Валерий Славек и Раймонд Яворовский

Мемуары польских революционеров, которые с большим посвящением боролись против царского режима за независимость Польши были любимым чтивом националистов в польских тюрьмах. В частности, находясь в концлагере "Береза Картузская", член ОУН Владимир Макар писал:
"И мне, и многим другим друзьям больше всего нравились письма Пилсудского. Все его вещи написаны очень хорошим стилем, образно, ясно, с военным юмором ... Мы с удовольствием читали его указания о способах производства и передачи "бибулы" [подпольная записка - С . Л.], или владения оружием и затем в разговорах сравнивали методы польской революционной организации с нашими. Это тоже была для многих из нас наука, которой мы не отвергали."
Лишь подчеркнем, что эта литература находилась в концлагере и по замыслу властей должна перевоспитывать украинских революционеров.
Украинцы на польских примерах учились бороться за свою независимость. Одновременно бывшие польские подпольщики, а в 1930-х высокопоставленные II Речи Посполитой, становились мишенями для украинских революционеров.
Показательна памятная доска, которую в 1933 году открыли в помещении Министерства иностранных дел в Варшаве. Ее посвятили политику и парламентарию Тадеушу Голуфке, который два года перед тем погиб от украинской пули.


Открытие мемориальной доски Голуфке - борцу за независимость, который погиб от рук таких же борцов

На доске была символическая надпись: "Борцу за независимость, закаленноиу жолнеру идеи". Парадокс заключался лишь в том, что польский "борец за независимость" погиб от рук таких же "борцов за независимость", но украинских.
Понимали ли поляки понимали украинского борьбу, которая с опозданием на несколько десятилетий воспроизводила их борьбу с царским режимом? В определенных кругах, наверное, "да", ведь есть свидетельства, что когда в 1932 году казнили украинских революционеров Василия Биласа и Дмитрия Данилишина, то четверо бывших боевиков Польской Социалистической Партии [одним из основателей этой партии и был Пилсудский - ИП] написали обращение к президенту с просьбой о помиловании украинцев.
А во Львове были многочисленные случаи, когда украинские боевики были выходцами из смешанных семей и часто по-польски говорили лучше, чем по-украински. Эту ситуацию точно характеризует высказывание, приписанное львовском географу Ромеру, что на этой территории "граница между украинцами и поляками часто пролегала посереди супружеской постели".
Впрочем, упомянутый случай с боевиками ППС является скорее исключением. Крылатое латинское изречение "Quod licet Jovi, non licet bovi" ("Что позволено Юпитеру, не позволено быку") достаточно точно характеризует отношение поляков к борьбе за свою независимость и восприятие украинской борьбы.
Украинцы в лучшем случае заслуживали термин "гайдамаки", что было синонимом "разбойников", но еще чаще их презрительно называли "Грицями" и "кабанами".
От рук украинских революционеров за межвоенные два десятилетия по подсчетам историков погибли 25 поляков. В то же время, лишь насильственный захват Пилсудским власти в польском государстве (против официального польского правительства) в мае 1926 года стоил более 400 человек убитыми и около 1000 ранеными. Однако победителей не судят.
Конечно, можно возразить, что поляки так долго помнят "обиду" нанесенную им в 1920-1930-х годах украинскими националистами. Ба, больше - пункт 20 резолюции Европарламента, принятый три года назад, 25 февраля 2010 года, с подачи польских парламентариев, отчетливо звучит, что Европейский парламент:
"Глубоко сожалеет о решении бывшего президента Украины Виктора Ющенко посмертно наградить Степана Бандеру, лидера Организации украинских националистов (ОУН), которая сотрудничала с нацистской Германией, званием "Национального Героя Украины"; надеется в этой связи, что новое украинское руководство пересмотрит такие решения и сохранит преданность европейским ценностям".


Так выглядели марши массовой польской партии - национальных демократов - в 1920-30 гг Фото: Zaxid.net

Похоже, что у поляков здесь речь шла не про каких-то обиды нанесенные националистами в 1930-х (именно в это время Степан Бандера возглавлял ОУН на Галичине и в свои 27 лет дважды был осужден польским судом к пожизненному заключению). В резолюции говорится о преступлениях в связи с "сотрудничеством с нацистской Германией". Даром, что Бандера во время войны находился в концлагере Заксенхаузен, а его родные братья были замучены поляками, которые занимали руководящие посты в концлагере Аушвиц.
Очевидно, что Польше, которая совместно с гитлеровской Германией и хортистской Венгрии разделила в 1938 году Чехословакию, выгодно сегодня в Европе определять, кто "сотрудничал с нацистской Германией". А Европарламент не напрягся поискать исторического или юридического подкрепления "следов сотрудничества" ОУН, однако, напомнил о приверженности "европейским ценностям".
К последним бесспорно относится и польский лозунг, который был обращен к украинцам: "За вашу и нашу свободу!" . И хотя поляки говорили о совместной свободе от Российской империи, но в общем польском государстве. Когда украинцы потребовали, вслед за поляками, получить свою свободу и независимость - их проводники приобретают статус "коллаборационистов", "бандитов" и т.д.
Когда мне порой поляки задают вопрос про отношение к деятельности Степана Бандеры, я пытаюсь ответить на вопрос вопросом: "А как Вы относитесь к деятельности Пилсудского и его соратников, направленной на получение польской независимости? ..."

Источник
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

urb_a: (Default)
РуZZкий военный корабль, иди нахуй

May 2023

S M T W T F S
 123456
78910111213
1415 161718 1920
21222324252627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 30th, 2026 11:53 pm
Powered by Dreamwidth Studios