[identity profile] wangden.livejournal.com posting in [community profile] urb_a
Хотя все выборы с начала существования независимой Украины демонстрировали различные электоральные предпочтения регионов, всерьёз пробовать Украину на разрыв стали с 2004 года. Непосредственно это началось с принятой Януковичем стратегии президентской кампании: поставить исключительно на Восток в надежде задавить Запад числом. Но причина глубже. Она в том, что к тому времени Украина встала перед геополитическим выбором.

Что было до того? До того каждый регион говорил на своём языке, жил в соответствии со своим стилем и традициями, особого взаимопонимания между галичанами и крымчанами не было - но всё это существовало в рамках одного государства, коррумпированного, однако достаточно сильного для того, чтобы пресекать региональную фронду (Крым, 1995) и посягательства на территориальную целостность (Тузла, 2003). Государство проводило "многовекторную" политику, с переменным успехом пытаясь сосать двух маток, и его линия более-менее являлась компромиссом между стремлениями разных частей страны. А во главе всего этого стоял железобетонный Кучма, единственный из украинских президентов, которого - в политическом смысле - нельзя однозначно отождествить ни с Востоком, ни с Западом.

А в 2004 году, в результате масштабного расширения Евросоюза на Восток, Украина стала непосредственно граничить с ЕС. И нужно было как-то по отношению к нему определяться. В то же время окрепшая на дорогой нефти Россия всерьёз стала думать о собирании "Русского Міра". Некоторые политики (в частности, Медведчук) стали выступать с лозунгом "В Европу вместе с Россией", но был этот лозунг лукав и лжив, потому что ни в какую Европу Россия, что было видно всё более отчётливо, не собиралась. Разве что на танках.

Многовекторность себя исчерпала. И тут началось жёсткое перетягивание каната. Потому что многовекторное status quo, пусть с большой натяжкой и до поры до времени, устраивало всех - а однозначный геополитический выбор, в одну или другую сторону, какие-то регионы не устраивал категорически.

Конструкция оказалась прочнее, чем многие полагали. Она выдержала бурю Оранжевой революции, и, пожалуй, некоторые решили, что она несокрушима. Но запас прочности оказался ограничен. Хватило на десять лет.

Севастополь и Донецк удерживались в одном государственным организме с Киевом и Львовом, пока государство было достаточно сильным, а его скелет - крепким. Можно ли было совершить выбор, не утратив территориальной целостности? Я думаю, да, но шансы на это были профуканы. Если бы Ющенко и Тимошенко были мудрыми государственными деятелями, а не теми, кем они оказались, они бы могли устойчиво перевести всю Украину на западные рельсы. Если бы Янукович подписал ассоциацию с ЕС, это вообще было бы идеально с точки зрения единства Украины, т.к. импульс на европейскую интеграцию пошёл бы с Востока (хотя вся история с Януковичем и ассоциацией - это политический детектив, в котором много загадочного). Наконец, Янукович мог бы перевести всю Украину на восточные рельсы, если бы действовал осторожнее, а не как слон в посудной лавке.

Ну а теперь... Украина крайне ослаблена, сепаратистов активнейшим образом поддерживает Россия, англо-американские гарантии территориальной целостности Украины оказались фикцией. Если Россия осуществит полномасштабное вторжение (что выглядит всё более вероятным), мировое сообщество не сделает ничего серьёзного, чтобы этому помешать.

Хотел бы я ошибаться, но я не вижу способа, каким Украина могла бы избежать потери восточных территорий.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

urb_a: (Default)
РуZZкий военный корабль, иди нахуй

May 2023

S M T W T F S
 123456
78910111213
1415 161718 1920
21222324252627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 31st, 2026 05:28 pm
Powered by Dreamwidth Studios