[identity profile] andreistp.livejournal.com posting in [community profile] urb_a
В этом году исполнилось 400 лет со дня рождения двух наших выдающихся соотечественников: Иеремии Вишневецкого и Юрия Немирича. В середине XVII века, когда зарождалась украинская нация, каждый из них предложил для современников свой путь развития. Князь Вишневецкий выступал за врастание Руси в польскую часть Речи Посполитой; шляхтич Немирич хотел ее сделать третьей составляющей польско-литовского союзного государства. Однако их предложения, столь симпатичные с позиций сегодняшнего дня, не были востребованы современниками.

Главный оппонент Хмельницкого

Ярему Вишневецкого украинская историография до последнего времени традиционно изображала в негативном свете. Приняв в 20-летнем возрасте католичество, князь полностью интегрировался в политическую систему Речи Посполитой (впрочем, оставаясь при этом толерантным к вере своих предков и помогая православной церкви). Этот «руського корня лях» был самым крупным землевладельцем в Речи Посполитой, а, возможно – и во всей Европе. Основная его собственность – 56 городков и местечек – была сосредоточена на левом берегу Днепра. Тут он создал себе новую резиденцию в Лубнах (старая была в родовом Вишневце). Именно при его активном участии произошла массовая украинская колонизация современной Полтавщины.

Фактически Вишневеччина стала государством в государстве. На страже фактического суверенитета «заднепровского державцы» стояла 12-тысячная надворная армия, не уступавшая по уровню подготовки королевской. Перед самым могущественным магнатом открывалась возможность стать королем Речи Посполитой, где монарха избирала шляхта.

Становлению могущества Вишневецкого помешало восстание под предводительством Хмельницкого. В одночасье Вишневецкий потерял свои заднепровские владения. Отступая с охваченных восстанием территорий, он оставлял за собой леса виселиц и посаженных на кол людей, отрубленные руки и головы…

Князь стал наиболее непримиримым противником Хмельницкого. Видя в восстании только бунт черни, Вишневецкий был против любых попыток примирения, призывая решать проблему огнем и мечом. Вскоре после победы под Берестечком Вишневецкий в 1651-м(???) умер в походе, очевидно, подхватив какую-то инфекцию.

Шляхта, высоко оценив роль Вишневецкого в борьбе с Хмельниччиной, впоследствии избрала королем его сына – Михала Вишневецкого. Однако тот оказался одним из самых неудачливых монархов Речи Посполитой. В годы его правления Османская империя завоевала Подолье со считавшимся неприступным Каменец-Подольским. Из-за сильных переживаний у короля обострилась язва желудка, которая и свела его в могилу в довольно молодом возрасте. Однако, пусть и неудачное, это правление показало, что шляхта руського происхождения могла бы играть в Речи Посполитой решающую роль.

Прораб гадячского компромисса

Если Ярема Вишневецкий перешел в католицизм, то один из самых богатых шляхтичей Киевского воеводства Юрий Немирич исповедовал местную разновидность протестантизма – арианство. Он был предводителем протестантской шляхты Киевщины и одним из вождей протестантов в Сейме Речи Посполитой.

Хотя основные его владения были на Правобережье, со временем он, как и Вишневецкий, приобрел собственность и на Заднепровье (тут центром его владений стали Кобеляки), которую также потерял в начале Хмельниччины.

Поначалу он воевал против Хмельницкого, однако в 1655 году, как многие шляхтичи-протестанты и даже некоторые католики, перешел на сторону шведского короля, который вторгся в Польшу. После того, как поляки остановили шведский «Потоп», многие шляхтичи покаялись в таком коллаборационизме. Однако Немирич пошел другим путем: вернулся к вере своих предков – православию – и перешел «под протекцию козаков» – на службу к гетману Хмельницкому. Он даже стал в некотором роде православным миссионером, обратившись к своим бывшим единоверцам с «Уразумлением ко всем диссидентам римским о переходе в лоно греческой церкви».

Вскоре после смерти Хмельницкого Немирич стал одним из ближайших соратников нового гетмана – Ивана Выговского. В условиях кризиса отношений между царем и гетманом Немирич выступил с идеей, воплотившейся осенью 1658-го в Гадячской унии: создание Великого княжества Руського как третьей равноправной составляющей – наряду с Королевством Польским и Великим княжеством Литовским – Речи Посполитой. (http://gazeta.ua/post/254509)

Однако у этой идеи нашлось множество противников как среди шляхты, так и среди козацкой старшины. При ратификации Сейм существенно сократил Гадяцкие статьи, так что Немирич даже воздержался от присяги на их соблюдение, сказавшись больным.

В итоге, разногласия среди козацкой старшины лишь усилились, и даже победа козацко-крымскотатарского войска над московским в битве под Конотопом летом 1659-го не помогла исправить положение. Вскоре Немирич погиб в стычке с восставшими козаками, а Выговский – отрекся от гетманской булавы и перешел на королевскую службу. Весть о гибели несостоявшегося канцлера Великого княжества Руського вызвала злорадство как у его бывших единоверцев-ариан, так и у католиков. А больше всего смерти Немирича обрадовались в Москве…

В отличие от бескомпромиссного Вишневецкого, Немирич несколько раз изменил свою позицию, переходя от поляков к шведам, а затем – к козакам. Делал ли он это из конъюнктурных соображений или же его взгляды эволюционировали?.. Трудно ответить однозначно. Вообще, подобным образом действовал не только Немирич. Скажем, шляхтич Станислав Кричевский в начале восстания Хмельницкого тоже перешел в православие и присоединился козакам. А когда смертельнораненый полковник Кричевский попал в плен, и поляки спросили – не жалеет ли он о смене веры и не хочет ли перед смертью вновь стать католиком, тот ответил, что все это на самом деле неважно, а вот то, что почти весь его полк полег – это действительно жаль.
Стоит также отметить, что и политические взгляды Богдана Хмельницкого тоже радикально менялись.

Эволюция сабли Богдана Хмельницкого

Поначалу Богдан Хмельницкий был вполне лояльным подданным польского короля. Как и многие запорожцы, он участвовал в Смоленской войне 1632-1634 гг. (http://gazeta.ua/articles/history-journal/_do-kozackogo-reestru-prijmali-za-habari/455467) и даже получил от короля саблю в дорогой оправе. Впоследствии, когда Хмельницький пожаловался королю на беспредел местных властей и магнатов – тот якобы ответил: «разве у тебя нет сабли?».

Поначалу Хмельницкий собственно и боролся за справедливость. Показательно, что осенью 1648-го, после целого ряда побед, гетман выдвинул довольно скромные требования: амнистия всем участникам восстания, увеличение козацкого реестра с 6 до 12 тысяч (http://ord-ua.com/2012/06/08/kazaki-byudzhetniki-/ тогда как под его командованием находилось более ста тысяч!), вывод с козацких территорий регулярной армии и восстановление самоуправления, а также выделение гетману Войска Запорожского «на булаву» одного из староств на Надднепрянщине.

Позиция Хмельницкого кардинально изменилась после триумфального возвращение в Киев и беседы с высшим православным духовенством в начале 1649-го. Вскоре гетман уже позиционировал себя как «самодержца руського», а ляхов обещал «загнать за Вислу». Восстание за справедливость трансформировалось в национально-освободительную войну.

Разбуженную Хмельницким стихию не смогли загнать в рамки ни Ярема Вишневецкий, ни Юрий Немирич.

Дмитро Шурхало, для «ОРД»
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

urb_a: (Default)
РуZZкий военный корабль, иди нахуй

May 2023

S M T W T F S
 123456
78910111213
1415 161718 1920
21222324252627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 30th, 2026 11:05 am
Powered by Dreamwidth Studios