Оригинал взят у

Лауреатом Нобелевской премии по литературе за 2015 год стала белорусская писательница Светлана Алексиевич. Премия присуждена с формулировкой «за многоголосное творчество — памятник страданию и мужеству в наше время». Алексиевич, автор "Чернобыльской молитвы" и знаменитой книги "У войны - не женское лицо", в последние годы стала источником многих неоднозначных высказываний о России, ее истории, народе и политическом развитии. Ruposters предлагает ознакомиться с самыми яркими цитатами Алексиевич последних лет.
О Москве и КНДР
Я недавно вернулась из Москвы, застала там майские праздники. Слышала, как неделю гремели по ночам оркестры и танки по мостовым. Ощущение, что побывала не в Москве, а в Северной Корее.
О Победе и пустоте
В огне войны сгорели миллионы, но и в вечной мерзлоте ГУЛАГа, и в земле наших городских парков и лесов тоже лежат миллионы. Великую, несомненно, Великую Победу сразу предали. Ею заслонили от нас сталинские преступления. А теперь победой пользуются, чтобы никто не догадался, в какой пустоте мы оказались.
О радости после возвращения Крыма
Митинг за победу в Крыму собрал 20 тысяч человек с плакатами: "Русский дух непобедим!", "Не отдадим Украину Америке!", "Украина, свобода, Путин". Молебны, священники, хоругви, патетические речи - какая-то архаика. Шквал оваций стоял после выступления одного оратора: "Русскими войсками в Крыму захвачены все ключевые стратегические объекты…" Я оглянулась: ярость и ненависть на лицах.
Об украинском конфликте
Как можно заливать страну кровью, производить преступную аннексию Крыма и вообще разрушать весь этот хрупкий послевоенный мир? Нельзя найти этому оправдания. Я только что из Киева и потрясена теми лицами и теми людьми, которых я видела. Люди хотят новой жизни, и они настроены на новую жизнь. И они будут за нее драться.
О сторонниках президента
Даже страшновато разговаривать с людьми. Только и твердят «крымнаш», «донбасснаш» и «Одессу несправедливо подарили». И это всё разные люди. 86% сторонников Путина — это реальная цифра. Ведь многие русские люди просто замолчали. Они напуганы, как и мы, те, кто находится вокруг этой огромной России.
Об ощущении от жизни
Один итальянский ресторатор вывесил объявление «Русских не обслуживаем». Это хорошая метафора. Сегодня мир снова начинает бояться: что там в этой яме, в этой бездне, которая обладает ядерным оружием, сумасшедшими геополитическими идеями и не владеет понятиями о международном праве. Я живу с ощущением поражения.
О русских людях
Мы имеем дело с русским человеком, который за последние 200 лет почти 150 лет воевал. И никогда не жил хорошо. Человеческая жизнь для него ничего не стоит, и понятие о великости не в том, что человек должен жить хорошо, а в том, что государство должно быть большое и нашпигованное ракетами. На этом огромном постсоветском пространстве, особенно в России и Беларуси, где народ вначале 70 лет обманывали, потом еще 20 лет грабили, выросли очень агрессивные и опасные для мира люди.
О свободной жизни
Взгляните на Прибалтику - там сегодня совсем другая жизнь. Нужно было последовательно строить ту самую новую жизнь, о которой мы столько говорили в 90-е годы. Мы так хотели действительно свободной жизни, войти в этот общий мир. А сейчас что? Секонд-хенд полный.
О новых точках опоры для России
Ну уж точно не православие, самодержавие и что там... народность? Это тоже такой секонд-хенд. Надо искать эти точки вместе, а для этого - разговаривать. Как польская элита говорила со своим народом, как немецкая элита говорила после фашизма со своим народом. Мы эти 20 лет пребывали в немоте.
О Путине и церкви
А Путин, похоже, пришел надолго. Опрокинул людей в такое варварство, такую архаику, средневековье. Вы знаете, это надолго. И еще церковь в этом участвует… Это не наша церковь. Церкви нет.
О Майдане
Они там, в Кремле, не могут поверить, что на Украине произошел не нацистский переворот, а народная революция. Справедливая… Первый Майдан вырастил второй Майдан. Люди сделали вторую революцию, теперь важно, чтобы политики ее опять не проиграли.
В 1965 - 1966 гг. - воспитательница, учительница в школе-интернате.
С 1966 г. - литературный сотрудник районной газеты «Прыпяцкая праўда» (г. п. Наровля Гомельской обл.).
1972 - 1973 гг. - зав. отделом писем газеты «Маяк коммунизма» (г.п. Береза Брестской обл.).
1973 - 1976 гг. - сотрудник отдела писем республиканской «Сельской газете».
1976 - 1984 гг. - зав. отделом очерка и публицистики журнала «Неман».
С 1984 года - свободный писатель.
Окончила отделение журналистики Белгосуниверситета имени Ленина (1972).
ТО есть, родившись въ 1948 году, съ 18 годиковъ въ органахъ совѣтской прессы. И сразу на престижный , если не блатной, факультетъ журналистики республиканскаго университета -- сразу, поскольку по тому учебному плану это должно быть 6 курсовъ -- то ли 11, то ли 12 семестровъ заочно. И: непрерывный карьерный ростъ , ТОЛЬКО ПОЛУЧИВШИ ДИПЛОМЪ -- въ завотдѣлы ! Понятно, что это предполагаетъ комсомольскiй (и не только) активизмъ. А также статусъ "провѣреннаго товарища". Надо добавть, что чуть не основнымъ творчествомъ фигурантки является съ 1979 года и по 1992й ... не столько литература какъ таковая, сколько высокооплачиваемая въ то время сценаристика для документальнаго кино, тоже надо было изловчиться . (Смотримъ списокъ творчества по Вики.) И это предполагаетъ специфическое "моральное поощренiе труда". А именно , по Википедiи, фигурантка награждалась такъ :
- Орден «Знак Почёта» (СССР, 1984)
- Медаль имени Святой Евфросиньи Полоцкой (ПОЯСНЮ: если это церковная награда, 2004 годъ или позже, статья въ Вики даты награжденiя не даётъ)
- Литературная премия имени Николая Островского Союза писателей СССР (1984)
- Премия журнала «Октябрь» (1984)
- Литературная премия имени Константина Федина Союза писателей СССР (1985)
- Премия Ленинского комсомола (1986) — за книгу «У войны не женское лицо»
- Премия «Литературной газеты» (1987)
- Премия имени Курта Тухольского Шведского ПЕН-клуба (1996) — «За мужество и достоинство в литературе»
- Премия имени Андрея Синявского редакции «Новой газеты» — «За творческое поведение и благородство в литературе» (1997)
- Премия журнала «Дружба народов» (1997)
- премия «Триумф» (Россия, 1997)
- Лейпцигская книжная премия за вклад в европейское взаимопонимание (1998)
- премия Гердера (1999)
- Премия Ремарка (2001)
- Национальная премия критики (США, 2006)
- Премия Центральноевропейской литературной премии Ангелус (2011) за книгу «У войны не женское лицо»
- Премия имени Рышарда Капущинского за книгу «Время секонд хэнд» (Польша, 2011)
- Премия мира немецких книготорговцев (2013)
- Премия Медичи за эссеистику (2013, Франция) — за книгу «Время секонд хэнд»
- Офицерский крест ордена Искусств и литературы (Франция, 2014)
- Приз читательских симпатий по результатам читательского голосования премии «Большая книга» (2014) — за книгу «Время секонд хэнд»
- Нобелевская премия по литературе (2015) — «За её многоголосное творчество — памятник страданию и мужеству в наше время»
Итакъ: именно во время перестройки фигурантку перестали награждать, съ 1986 по 1996 годъ. Вообще. Печеньки Союза совписовъ кончились, гранты только наклёвывались. Но продолжимъ .
Оригинал взят у
Почему надо налить стакан и сказать Светлане Александровне Алексиевич: «Ну, за твою премию! Дай Бог, не последняя!»
Alex ZimovskyВо-первых, потому что это премия, присуждённая именно белорусской советской писательнице Светлане Алексиевич, лауреатке премии Ленинского комсомола. Не следует забывать, что признание пришло к писательнице на волне гласности, а к тому моменту, когда СССР почил в бозе, ей шёл уже пятый десяток.
Советской писательницей она продолжает оставаться и по сей день, потому что Советский Союз – единственный источник материала, который Алексиевич использует для своей публицистической прозы. И ничего больше.
Достаточно сказать, что за 25 лет существования суверенной Республики Беларусь, Алексиевич не написала об этой новой молодой стране ни одной строчки. Можно добавить, что и Республика Беларусь не осталась в долгу – после развала СССР в Беларуси Алексиевич не издавали вовсе.
Всю заботу о её таланте взяло на себя русское издательство «Время». Но фишка не в этом.Алексиевич советский писатель потому, что она ограничена временем и пространством. Советским временем в пространстве русского языка. Материал, которым она питается – советские люди в семиотическом универсуме социалистического государства. Система координат этого универсума, вычисленная Светланой Алексиевич, «Великая Отечественная война – Афганская война – Чернобыль – крах СССР».
Без этого материала феномен Алексиевич мог и не состояться – не существует ни одного мало-мальски значимого текста, написанного собственно самой писательницей. Её книги – это смонтированные фрагменты расшифровки блокнотных и магнитофонных записей, сделанных Светланой Алексиевич во время тяжёлых и трудных поездок по прошлому Советскому Союзу и по Советскому Союзу нынешнему.
Нарратив Алексиевич – это нарратив живых свидетелей мёртвой империи и нарратив современных жителей Imperium Redivivum. Таким образом, перед нами металитература и/или сверхлитература (термин Адамовича). В основе технологии создания всех её пяти книг лежит метод Даниила Гранина и его «Блокадной книги», написанной при участии Алеся Адамовича. В самых поздних произведениях Алексиевич легко можно узнать аллюзии на «Чёрную книгу» Василия Гроссмана и Ильи Эренбурга.
Это не упрёк в подражании или, паче чаяния, в плагиате. Напротив, Алексиевич смогла найти некий алхимический способ, аффинаж, преобразовавший отвалы человеческих воспоминаний в чистое золото из наследства инженера Нобеля. То есть, без всяких оговорок, превзошла своих предшественников и учителей-инженеров человеческих душ.
То была огромная журналистская работа, которую я, как профессиональный интервьюер, могу оценить и по валу, и по качеству. Так что по труду и честь.
Во-вторых, став нобелевским лауреатом, Светлана Алексиевич из просто малоизвестной широкой публике писательницы сама превратилась в актив, подлежащий освоению и присвоению.
Алексиевич теперь «наша», как Вика или Даша. Поэтому примазываться к авторитету, освящённому печатью Нобелевского комитета, охотники из числа политических деятелей найдутся быстро. Дербанить дивиденды Алексиевич Gloria mundi начнут не отходя от кассы, где писательнице выдают заветные кроны.
Конечно, для белорусской «совести нации» Алексиевич вяловата, уже в годах, не до борьбы. Да и две совести одновременно даже такая толерантная нация, как беларусы, вряд ли выдержит без риска впасть в когнитивный диссонанс.
В пример юношам (девам тож) бледным со взором горящим Светлану Александровну тоже не поставишь – всё-таки Гарри Поттером, или Хоббитом, или, накрайняк, Джоффри Баратеоном Алексиевич юных читателей не осчастливила. В этой молодёжно-субкультурной среде ей популярность не грозит.
Поработать на власть? Пока деньги есть, пачкать белые одежды лауреатка вряд ли захочет – печатать перестанут, а потиражные, они всякому приятны.
Так что остаётся лауреату Нобелевской премии в области литературы 2015 года Светлане Александровне нашей Алексиевич одна дорога – в славутыя нашы зямлякi.
Туда, где уже маячит со своей скрипочкой Рыбак и пловчиха Попченко, где бежавшие от нищеты белорусской черты оседлости Голдвин с Майером и Шимоном Пересом нашли таки своё еврейское счастье, где бренчит на клавикордах Огинский и Мицкевич читает вслух «Пана Тадеуша»… Не самая плохая, надо сказать, компания.
Ну, и нам приятно. В любом литературном споре можно бахнуть по столу томиком избранных лирических стихов нобелевской лауреатки Светланы Алексиевич.
Смысл прикола:
no subject
Date: 2015-10-12 05:13 am (UTC)no subject
Date: 2015-10-12 04:22 pm (UTC)no subject
Date: 2015-10-12 08:02 am (UTC)Он, на мой взгляд, более достоин.
Заслуг перед мировой литературой у него всяко побольше.
А Алексиевич дали из идеологических соображений, как в своё время Солженицыну.
no subject
Date: 2015-10-12 04:19 pm (UTC)да, его МАССОВО ЧИТАЛИ
а эта тётя ниже его во всёмъ этомъ, добавить сюда ея карьеру по журналистской части , въ 24 года получила дипломъ журфака Минскаго университета, стало быть чуть не 18 годиковъ туда поступила ... безъ протекцiи той или иной -- невозможно
про Мураками -- соглашусь, то немногое что я читалъ - неплохо
добавлю, что должно быть немало интересныхъ литераторовъ въ странахъ Латинской Америки , не говоря про ЮВА
no subject
Date: 2015-10-12 04:39 pm (UTC)Склонен считать, что, по-большому счёту,- не за вклад в мировую лит-ру.
Назло СССР.
КДПВ- ВладивостокЪ, 8.09.15 :)
no subject
Date: 2015-10-12 04:45 pm (UTC)сниженiе уровня
no subject
Date: 2015-10-12 04:58 pm (UTC)А как Войнович обыграл это в "Москве 2042"!?
Сказка!
Там он- Сим Симыч, помните?
А большинство жителей Москорепа являются «симитами» — почитателями писателя Сима Симыча Карнавалова :))