[identity profile] marginalt.livejournal.com posting in [community profile] urb_a
https://rufabula.com/author/mironova/682
Гражданам, что еще 25 лет назад подтирались газетами с токсичной полиграфской краской, а теперь тоскуют по советской колбасе, объясняю.

Еды все меньше, а разговоров о ней все больше. Еще больше о еде слагают мифов. Особенно, почему-то, модно сегодня вспоминать советскую колбасу и треклятые советские ГОСТы.
Дорогие советские романтики, ГОСТов вы не читали. В лучшем случае о них вам рассказал тот, кто прочитал первые страницы и вздохнул облегченно: ну слава Богу, в колбасу «Столовую» клали 99% мяса!
Знаете, в ту самую «Чайную» колбасу, которую никто не ел, по ГОСТу клали 70% говядины второго сорта, 20% полужирной свинины и 10% бокового шпика. Тем не менее, колбаса эта отчетливо отдавала картоном. Почему? Да потому, что ГОСТы содержали обширные примечания, в которых скурпулезно описывалось, что и чем на производстве можно заменить: мясную массу на смесь из выварки костей, крахмала и пищевой плазмы, эмульгированные растительные жиры в маргарине и масле «Бутербродном» — на минеральное масло (помните, как масло сливочное на сковороде взрывалось, оставляя после себя черное пятно и пахнущую гудроном пустоту?). ГОСТы постоянно редактировали, для некоторых продуктов — ежесезонно, в зависимости от норм забоя, уровня удоев, урожая, импорта...
Вот знаменитый сосисочно-колбасный ГОСТ 23670-79 от 1979 года в редакции года 1980. В нем мы читаем, например: «Допускается взамен говядины, свинины, баранины совместное использование стабилизатора белкового, массы мясной говяжьей или свиной, или бараньей, пищевой плазмы (сыворотки) крови, крахмала или муки пшеничной».
ГОСТ и нормы закладки были для внутренней пропаганды (дескать, успокойтесь, дорогие граждане, хоть колбаса у нас настоящая) и пускания пыли в глаза иностранцам (вот, наши люди только натуральное мясо едят, свежим молоком запивают, хлебом с маслом закусывают). Для реального же пользования были примечания к ГОСТам, которые прямо в документе и печатались.

И если сейчас какая-нибудь мурзилка промурлыкает вам, будто училась в институте пищевой промышленности и знает, что колбасу делали только из мяса, гоните мурзилку в шею: она либо врет, либо ни хрена не училась, а с первого курса пристроилась сладко в мясном цехе и вместо экзаменов заносила преподавателям тюки с говядиной первого сорта и свининой полужирной. Той самой, которой вполне официально, по ГОСТу, в вашей колбасе не было. А была она лишь в партиях, готовившихся для спецраспределителей и номенклатуры. На некоторых комбинатах даже цех специальный имелся, где все делали по основным требованиям ГОСТа, без всяких редакций. Вот только товар этот был только для чинуш, блатных и... проверяющих. Всякие СЭС, ОБХСС выкатывались с проверок с огромными сумищами, набитыми мясом, маслом и гостовскими колбасами. В одном уральском городе чиновник повез взятку аж на дореволюционных санях и санями теми его неплохо придавило. Гостовской колбасой полноги оттяпало. Но хотя бы гостовской...
Вот такие нормы жизни. Заметьте, я пишу про нормы. Не про дефицит, воровство, а только про нормы. Про то, что даже при удачном стечении обстоятельств (например, вы урвали «выброшенную» в 11 утра колбасу, и колбаса эта была сделана по ГОСТу) вместо 99% мяса вы могли получить, вполне законно, смесь из костной муки, столярного клея, плазмы, крахмала и вареных мочевых пузырей. А если учесть уровень воровства, разгильдяйства и антисанитарии, то колбаса ваша представляла собой... даже не знаю, что она представляла. Представьте вымоченный в стоявшей на жаре крови кусок картона. Представили? Примерно это ваша колбаса тогда из себя и представляла.
Качество продуктов советских — миф. Страна была бедная, кругом дефицит — откуда бы взяться качеству? По ГОСТу в сосисках было от 5% мяса (остальное допускалось заменять), колбасы сдабривали для сохранения цвета селитрой. Пальмовое масло, кстати, и тогда ввозили. Консерванты, стабилизаторы, красители были допотопные и вполне официальные. На производстве картофельных чипсов (длинные пластинки, «Для тучных» назывались) масло для жарки заменяли раз в 8 месяцев.Тоже по ГОСТу. Сливочное мороженое встречалось разве что в мегаполисах — остальные довольствовались молочным с растительным жиром, в лучшем случае оно было двух сортов — в стаканчике и на палочке, порой шоколадного или ягодного окраса (или пополам, называлось «Забавой»). В некоторых городах — о, боже! — мороженое было только «Томатное». За пирожным «Картошка» и тортом «Полено» давились, а лепили их из оставшихся на конвейере бисквитных крошек, перемешанных с маргарином и сгущенкой. Ингредиентов, заметьте, на упаковке не указывали. И вся эта дрянь была жутко дорогой по тем меркам. З/п преподавателя техникума 120 руб., а килограмм сливочного масла в/с 3 руб. 40 коп., колбаса высшего сорта — тоже 3 руб. 40 коп., и конфеты в шоколадной глазури «Пилот», «Ласточка», «Буревестник» 3 руб. 40 коп. Шоколадные конфеты стоили до 15 рублей за килограмм и появлялись пару раз в год. В стране было три ценовых пояса и специальные коэффициенты для каждого вида продукции: грубо говоря, чем глубже в лес, тем цены были выше, а продуктов меньше.
Так что, про ГОСТы и качество не трещите. И про сталинско-хрущевские времена тоже не трещите. Во-первых, я пишу о 70-80-х. Во-вторых, при Сталине с Хрущевым, во времена «Книги о вкусной и здоровой пище», продукты в магазинах еще были, но есть их было решительно некому: все эти балыки, масло, икра народу были недоступны. По свидетельствам продавцов того времени, масло покупали по 30-50 гр., конфет — по 100 гр., колбасы — от силы 300 гр. И не каждый день. За «маслицем» старушки приходили после пенсии. «Полакомиться»... Когда моя мама, проходя стажировку в гастрономе, спросила на каком-то собрании, почему масла по 30 граммов берут, ей ответили: «Очень актуальный вопрос, товарищ стажер! Наши люди хотят каждый день есть свежую продукцию, поэтому ежедневно приходят в магазин за новой порцией масла и колбасы».
Страна жила впроголодь. Это подтвердил знаменитый доклад ЦК КПСС, составленный на основе исследований Центрального научно-исследовательского экономического института Государственной плановой комиссии РСФСР. По этому докладу, 75% населения находились за чертой бедности, а товары в Союзе (от мотоцикла до сахара) были многократно дороже, чем в США. Что в сравнительном, что в абсолютном исчислении.
Сейчас, конечно, товарищи запоют, что жили бедно, да дружно, что были здоровее... Ну да, ну да! Во-первых, граждане советские были злючие как собаки. Всегда остервенелые, с сжатыми челюстями. Во-вторых, народ был очень больной. Очень. Умирали, кстати, от рака кишечника, язвы, гастрита. Эти болезни едва ли не лидировали в причинах смертности даже при том уровне медицины и недообследованности (ну кому тогда делали колоноскопию для диагностики рака прямой кишки?). Люди были грузные, отечные, с плохой кожей, чудовищными зубами и жидкими волосишками. В 50 женщины смотрелись старухами (вспомните своих бабушек, что водили вас в сад). Немного скрашивал положение постоянный легкий голод — люди не переедали, что способствовало некоторому сохранению здоровья.
Но ведь товарищи ностальгирующие не предлагают всерьез вернуть в страну метод вынужденного лечебного голодания?

Date: 2016-03-01 09:23 am (UTC)
From: [identity profile] epitetofor.livejournal.com
Шош ты заголовок постеснялся оставить: "Послушайте дочь советского товароведа"?
Автор:
Image

Анастасия Миронова. Журналист, филолог.

Перестань жрать дерьмо, этого филолога и будет тебе счастье, колбасный патриот...))

Date: 2016-03-01 09:29 am (UTC)
From: [identity profile] ryurikov.livejournal.com
(слегка офигев)
Я редко покупаю колбасу, но действительно грамм по 300. А нафига ее батон брать? Конфет грамм по 50-100 разных и берут все сейчас, опять же - солить их, что ли?
И скока надо жрать колбасы, чтобы каждый день по 300 грамм покупать? И нафига.

Масло сливочное, если натуральное на развес на рынке вообще больше 100 грамм покупать глупо - это ж не магазинное, оно портится быстрее гораздо.

Укры, у вас все не как у людей, короче.

Date: 2016-03-01 09:58 am (UTC)
From: [identity profile] ryurikov.livejournal.com
Почему нет? Берете нормальную колбасу в колбасном магазине, и все. Пельмени сейчас на любой вкус - хош из страуса, хош из ведмедя. Дешевую брать не надо, это да. Но так и в СССР было.

Date: 2016-03-01 09:34 am (UTC)
From: [identity profile] romazan077.livejournal.com
Он не укр.
Это питерский безработный, косящий под обиженного интелегента.

Date: 2016-03-01 09:59 am (UTC)
From: [identity profile] ryurikov.livejournal.com
Это один хрен.

Date: 2016-03-01 10:25 am (UTC)
From: [identity profile] ware-nik.livejournal.com
Сколько тебе лет, поцык? При советах, например, на Урале, я лично видел толпы голодных работяг за колбасой, гребли батонами, ибо повториться такое счастье могло не скоро. А харьковские проводницы тарились украинской колбасой и устраивали распродажи (по спекулятивным ценам) на остановках на том же Урале. Народ знал расписание поездов из Украины и заранее набегал. Оттуда, наверное, такая кацапская ненависть и зависть к нам.

Date: 2016-03-01 10:36 am (UTC)
From: [identity profile] ryurikov.livejournal.com
Дите, иди смотри мультики, а?

Date: 2016-03-01 08:26 pm (UTC)
From: [identity profile] qwax.livejournal.com
Тёще зять

-Мамо, а шо вы хлиб маслом с двух сторон мажете?
-А шо?

Date: 2016-03-01 12:23 pm (UTC)
From: [identity profile] stasik-bekasik.livejournal.com
А харьковские проводницы тарились украинской колбасой и устраивали распродажи (по спекулятивным ценам) на остановках на том же Урале.

Что-то таких поездов не припомню...от Харькова и до Урала, да с украинской бригадой ..

Date: 2016-03-01 01:42 pm (UTC)
From: [identity profile] romazan077.livejournal.com
Ай йай йай, Маргоша!
Хомячок ты наш офисный.
Ты чего так комент затёр, ты ж вроде там на х.й меня посылал :)

Date: 2016-03-01 03:18 pm (UTC)
From: [identity profile] chel-74.livejournal.com
А еще советская колбаса быстро зеленела. А современная радует наш глаз красивым нежным розовым (или красным) цветом. Даже через неделю после покупки. Сказать почему?

Profile

urb_a: (Default)
РуZZкий военный корабль, иди нахуй

May 2023

S M T W T F S
 123456
78910111213
1415 161718 1920
21222324252627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 24th, 2026 03:37 pm
Powered by Dreamwidth Studios