Об автокефалии беларуской церкви
Oct. 13th, 2018 08:15 amПраваслаўныя беларусы — народ без сваёй царквы

Что украинская автокефалия значит для Беларуси
В Беларуси сегодня нет ни автокефальной, ни автономной православной церкви. В каноническом смысле белорусские верующие объединенные в Белорусский экзархат Русской православной церкви. Нужна ли Беларуси церковная независимость и имеет ли страна право на автокефалию?
Исторические основания белорусского автокефалии
Со времени принятия крещения в Х веке территория современной Беларуси была частью Киевской митрополии Константинопольского патриархата.
В один тысячу четыреста сорок восемь году эта митрополия в результате политических и церковных конфликтов окончательно разделилась на две - Московскую и Киевскую, которую с тех пор чаще стали называть Литовско-Новогрудской.
В том же 1448 году Московская митрополия отпала от Константинополя, так как не захотела принимать Унию, которую тогда исповедовали Константинопольский патриарх и византийский император. Москва сама откололась от Константинополя и начала независимое существование.
В 1589 году Московская митрополия стала патриархатом, получив тогда от Константинополя автокефалию.
В 1596-1620 годах единственная поместная всходнехрысьциянская церковь ВКЛ, объединенная в Киевскую митрополию, разделилась на две части - православную и униатскую.
Если белорусам гов
В 1686 году православная часть Киевской митрополии была захвачена Московским патриархатом. Старая традиция памеснасьци сохранялась только униатской церкви ВКЛ, по-прежнему объединенной в Киевскую митрополию (с центром в Новогрудке, позже в Вильнюсе).
В 1839 году и вторая часть Киевской митрополии, уже униатская, была захвачена Московским патриархатом.
Так Беларусь и Украина полностью оказались в составе другой поместной церкви - Московского патриархата, к которому они ранее никогда не принадлежали.
Если белорусам говорят, что в 1839 году их вернули в церковь-мать, это неправда. Белорусы тогда с потерей своей памеснасьци были инкорпорированы в РПЦ.
10 июля 1922 года в Минском кафедральном соборе на собрании городского и сельского духовенства с участием большого количества верующих была провозглашена автономия Православной церкви в Беларуси и создана Белорусский митрополия в пределах тогдашней БССР. Такж были образованные Слуцкая, Бобруйская и Туровская епархии.
Руководитель и инициатор собрания, епископ Минский и Туровский Мэлихисэдэк Паевский получил титул митрополита Минского и Белорусского. Для управления церковью был создан Белорусский Церковная управа в составе духовных и светских лиц.
После объявления автономии национально-религиозную жизнь пошло таким порядком, что вызвало тревогу ГПУ. В том же 1922 г. в канун Рождества ГПУ доносила в Москву:
«Местным реакционным духовенством во главе с Мельхиседек делаются все меры к усилению своего влияния на массы верующих путем звышштатных богослужений, где расьпяваюцца переведены на белорусский язык церковные песни ... Предстоящие праздники предполагают обставить особенно торжественно все с той же целью». (Цит. По Т. Протько. Ап. Тв. С.44)
Популярность митрополита Мельхиседек Паевского приобрела такие масштабы, что его было решено прекратить. В августе 1924 года против него и шести других церковных деятелей было заведено уголовное дело якобы за сокрытие церковных вещей.
В августе 1925 года Верховный суд БССР осудил митрополита Мельхиседек до 3 лет лишения свободы, но условно. Это не устроило ГПУ, поэтому в конце 1925 года митрополита вызвали в Москву, там арестовали, продержали некоторое время в Бутырцы и, уже больного туберкулезом, выслали в Сибирь.
В 1927 году после покаяния митрополита Сергия за абнавленства и его заявление о согласии на сотрудничество с советской властью, митрополиту Мельхиседек разрешили вернуться на родину в надежде на будущее его сотрудничества с Сергием.
В мае митрополит приехал в Москву, но 4 июня вновь был арестован и продержали в тюрьме до конца сентября, а после вывезен в Красноярск.
Не дождавшись своего руководителя, сторонники Мельхиседек в Беларуси решили действовать самостоятельно.
9 августа 1927 года в Минске под руководством Бобруйского епископа Филарета Раменского состоялся съезд духовенства и верующих Беларуси, который принял решение объявить автокефалию Белорусского Православной церкви. В заявлении говорилось:
«В ответ на возможный нашими днями клевету и поругание Белорусский съезд смело поднимает свой голос и заявляет: мы - убежденные и прочные в своих православных взглядах и верованиях старацарковники. Мы помним о вечном спасении своей души и желаем добра своей родной Церкви. Но тем временем мы верим, что нет ни одного народа, который мог бы рассматриваться как пустой и безразличный материал церковной жизни, которому могло бы быть отказано в праве на свободное развитие в качестве живой и действующей части мирового тела Христова ». (Цит. По Т. Протько. Ап. Тв. С.59)
В состав Белорусского Автокефальной Православной церкви вошли священники 192 приходов Минской епархии, 100 - боруйской-Рогачевского, 60 - Мозырской, 55 - Витебской, а также епископ Бобруйский Филарет Раменское и епископ Слуцкий Николай Шемятичи. Это было более половины всех православных приходов БССР. Остальная, меньшая часть делилась между двумя другими юрисдикциями - сергиевцав и обновленцев
Автокефальная Церковь просуществовала до июля 1937 года, когда все епископы и священники, которые на то время оставались на свободе, были арестованы.
1 ноября 1937 года епископы Филарет Раменском и Афанасий Вячорка, а также множество священников и активных прихожан были расстреляны в Минске как члены «контрреволюционной организации».
Слуцкий епископ Николай Шемятичи был арестован еще в 1933 году.
Митрополит Мельхиседек умер в 1931 году, так и не получив разрешения вернуться в Беларусь.
1942 год. Повторное объявление автокефалии
После сентября 1939 года православные приходы всей Беларуси оказались под властью митрополита Сергия, утвердивший двух иерархов - митрополита Пантелеимона Рожновского и епископа Бенедикта Бабковскага.
После прихода немцев был рукоположен еще один епископ - бывший варшавский архимандрит Филофей Нарко. Также были рукоположены в епископы Стефан сева и Афанасий Мартос.
Вот эти владыки и провели с 28 августа по 2 сентября 1942 года в Минске Всебелорусский православный собор, на котором был утвержден «Устав Святой Православной Белорусского Автокефальной Церкви».
В постановлении Собора говорилось, что БАПЦ будет ждать канонического признания от всех православных церквей мира.
Белорусские верующие из числа эмигрантов с помощью Украинской Автокефальной Православной церкви в 1949 году возобновили свою белорусский иерархию и посвятившихся в митрополиты БАПЦ Василия Томащика. Эта церковь до наших дней официально существует в США, Канаде и Австралии.
Позиция Константинопольского Патриарха
При предоставлении автокефалии Польской Православной церкви в 1924 году было отмечено, что Константинопольский патриархат признает юрисдикцию Московского патриархата только в пределах до тысяча шестьсот восемьдесят-шесть году.
В 1991 году Константинопольский патриарх в письме патриарху Московскому вновь заявил, что не признает Киевскую митрополию за Российской церковью.
В 2006 году Константинопольский Патриарх Варфоломей в Киеве на Софийской площади сделал следующее заявление:
«Мы официально признаем РПЦ только в пределах 1686 года, к поглощению Киевской митрополии, которая является нашей дочерью и, когда придет время, мы рассмотрим вопрос о ее самостоятельности».
В 2018 году такое время настало.
В начале сентября 2018 года Архиерейский собор (Сынакс) Константинопольского патриархата специальной постановлением подтвердил, что имеет право придать автокефалию Украине без согласия Москвы.
Более того. В постановлении утверждается, что Константинополь имеет право создавать поместные автокефальные церкви в независимых государствах везде, где это потребуется в будущем.
Что автокефалия может дать Беларуси
После окончательной потери белорусским народом своей поместной церкви в форме греко-католической части Киевской митрополии в 1839 году, началась цивилизационная переориентация белорусского народной души.
Независимая белорусский церковь, существовавшая с Х века, уже в XIV-XVI веках очень сильно отличалась от московской церкви внешними формами богослужения - архитектурой храмов, иконами, церковными песнопениями и своим вариантом звучания церковно-славянского языка. Были различия и в формах духовных практик.
Все эти традиции с небольшими эволюционными изменениями и латинскими наслоениями сохранила и униатская церковь.
В 1839 году началось проникновение российского мира в белорусский душу. Белорусские православные и униатские храмы грубо перестраивались на российский манер, православные и униатские книги и большинство икон были конфискованы и сожжены, церковные песнопения были заменены на московские и т. Д.
Но главное - идеология, содержание проповедей. Именно священники РПЦ в последние 170 лет являются тем фактором, который соединяет белорусские головы и души с Россией и «российским миром».
Это хорошо понимал Михаил Муравьев-вешальник, который на посту Гродненского губернатора в 1831-35 годах активно помогал Иосифу Семашко в деле ликвидации униатской церкви. В своих мемуарах, написанных уже после подавления восстания 1863-64 годов, Муравьев называет присоединение белорусов к Русской православной церкви «великим делом», которое
«Положил в будущем твёрдая начало русской народности в крае».
Но это «будущее» наступила не сразу. Через 36 лет после отмены унии, уходя с поста виленского генерал-губернатора, Муравьев все еще напоминал царю о необходимости усиления роли РПЦ в северо-западных губерниях:
«Я изъяснил Его величество, что край этот удерживается за нами силой оружия и надо бы его теперь воссоединить нравственно-политические-религиозное элемент».
В настоящее время плоды того «воссоединения» уже хорошо видно - после распада СССР именно они определяют политическую судьбу Беларуси.
В случае предоставления автокефалии в белорусских головах могла бы закрепиться идея своей духовной независимости и самостоятельности. Другими словами, именно автокефалия может реально оторвать Беларусь от России.
И именно поэтому православные белорусы ее не имеют.
перспективы
Очевидно, что исторические и канонические основания для автокефалии в Белорусском православной церкви есть.
После приезда в Беларусь нового митрополита Павла на церковном съезде в Минске велись разговоры о большей самостоятельности. Эту инициативу озвучил сам митрополит Павел.


