В поисках предков
Jul. 24th, 2020 12:06 pmИ всё-таки они угрофинны
Этногенез восточных славян - тема волнующе привлекательная во многих отношениях. Многовековые исторические связи славян с балтами и германцами на западе, с финнами, уграми и тюрками на востоке и юге поставили их в особое центральное положение, сделали из них проводников и распространителей культурных влияний в самых разнообразных направлениях, подвергли их многостороннему натиску соседних народов и в то же время закалили в борьбе за самобытную культуру и политическую самостоятельность.
Антропология накопила, привела в порядок, научно систематизировала огромное количество самых разнообразных данных - палеоантропологических, краниологических, соматологических. Антропологические экспедиции избороздили Восточную Европу, исследуя вариации антропологических признаков порайонно. Эта титаническая работа охватила территории расселения русского, украинского, белорусского народов, Верхнее и Среднее Поволжье - области расселения поволжско-финских народов, тесно связанных с русскими в своем этногенезе, в своих этнических и исторических судьбах.
Все средневековые славяне отличались от русских более плоским лицом и носом - вариации этих признаков невелики, но несомненно не случайны. Этими признаками, решающими положительно проблему ее наличия у средневековых славян, не ограничиваются отличия средневекового населения от современных русских - все русские более узколицы и широкоголовы, чем славяне.
Та гипотеза, которую защищаю я, и которую предлагаю читателю вместе со мной обсудить, заключается в признании значительной роли инородного неславянского элемента в этногенезе русских. Определить этническую природу этого элемента помогает все то же всесильное сравнение средневековых славянских серий с неславянскими.
Валентин Васильевич Седов, один из немногих археологов, профессионально владеющий палеоантропологической методикой, посвятил превосходное исследование выявлению антропологических различий этих двух групп и получил вполне определенный, четкий и ясный, не вызывающий сомнений итог - средневековые финны отличались от славян более широким, низким и плоским лицом, более плоским носом, то есть так же, как современные русские в свою очередь отличаются от славян.
Итак, финский элемент вошел в состав русского народа в значительной пропорции - вот историческая гипотеза, следующая из антропологических сопоставлений. Она не нова: многие историки и этнографы защищали ее, приводя исторические и этнографические аргументы, во многом убедительные. В антропологии эта старая гипотеза получает еще одно подтверждение, подтверждение серьезное, основательное, сразу выводящее ее на первую линию обсуждения.
Чтобы сделать, однако, гипотезу финского элемента или, как говорят лингвисты, субстрата в этногенезе русского народа убедительной, придать ей окончательную силу, нужно показать сопоставлением тех же краниологических данных, что современные украинцы не отличаются также от вошедших в их состав средневековых племенных групп, где наличие финского элемента предполагать трудно, точнее говоря, просто невозможно, нет для этого никаких фактических данных. Это и было сделано и с успехом подтвердило субстратную гипотезу - ни по уплощенности лица и носа, ни по размерам лица нет на Украине закономерных различий между современным и средневековым населением.
Какими же новыми сведениями исторического характера располагаем мы после привлечения к решению проблемы восточнославянского этногенеза антропологических фактов? Первое - укрепляется и приобретает силу теории гипотеза финского элемента в этногенезе русских, в меха старой теории вливается вино новых обоснований. Второе - значительно расширяются хронологические рамки славянской колонизации. Большие массы славянского населения переселились на территорию Белоруссии и в центральные районы России после XII века, а ведь это не отмечено ни одним историческим источником. Третье - укрепляется и также приобретает доказательную силу теории гипотеза финского или балтийского компонента в составе белорусов. Таким образом, и на этот раз изучение физического типа народов обогатило нас новыми и важными сведениями об их исторической судьбе, этнических связях, происхождении. Но и это еще не все - мы рассмотрели происхождение русских и белорусов, на очереди стоят украинцы, проблему происхождения которых антропологический материал поворачивает к нам совершенно неожиданной стороной и придает ей новые аспекты.
Украинцы
Украинцы происходят от средневекового племени полян, жившего по Среднему Днепру, - так думали почти все историки и археологи, так думают сами украинские ученые и украинская интеллигенция, мнение это пустило ростки и укоренилось в популярной литературе. Поляне, вначале небольшое племя, затем разрослись, объединили древлян и северян в один союз и сыграли основную роль в подъеме Киева и возникновении государства Киевской Руси. Все три племени, вошедшие в состав украинского народа, изучены и археологически, и палеоантропологически - найдены и раскопаны оставленные ими могильники, собран и изучен археологический инвентарь, скелеты древних людей. Выявилась не совсем понятная сначала, но любопытная и важная деталь - древляне антропологически отличались от остальных славянских племен, они были крупнее, массивнее, лицо у них было шире. А когда измерили черепа современного населения Украины, стало ясно - это именно тот краниологический тип, который свойствен и современным украинцам. Таким образом, краниология подсказывала - физическими предками современных украинцев были древляне, они сыграли решающую роль в становлении антропологических особенностей украинского народа, в их культуре нужно искать истоки этногенеза и культурного развития украинцев.Южные люди, они были относительно темноволосы и темноглазы, как и современные украинцы, и теперь сопоставление тех и других, признание их прямого генетического родства не вызывает никаких антропологических затруднений. Так часто тупиковая ситуация в науке проявляется с помощью фактов, которые на первый взгляд не имеют к ней прямого отношения.
Представьте себе сравнительно высоколицего и узколицего прикарпатского и балканского славянина, представьте себе дальше, что люди такого антропологического облика стали расселяться в эпоху раннего средневековья из области Приду-навья на восток и северо-восток, столкнулись с финноязычным, низколицым и широколицым населением на Волге, стали смешиваться с ним - разве не объяснили мы таким образом антропологическое своеобразие русских, белорусов, частично и украинцев? Объяснили самым лучшим образом. Антропологический материал, следовательно, заставляет искать прародину восточных славян на юго-востоке от области их теперешнего расселения - вот какой вывод можно сделать в конце, вот что еще можно сказать о восточнославянском этногенезе, если рассматривать его сквозь призму антропологии. Вывод этот, читатель уже понял, укрепляет позиции сторонников прикарпатской теории происхождения славян.

В.П.Алексеев В поисках предков.
Антропология и история стр 288
В тему: Алексеева. "Антропологически русские и украинцы разные народы"
Вале́рий Па́влович Алексе́ев — советский антрополог и историк, археолог, специалист в области исторической антропологии и географии человеческих рас. Член-корреспондент АН СССР с 29 декабря 1981 года по Отделению истории (этнография), академик