[identity profile] necto-shuhrich.livejournal.com posting in [community profile] urb_a

От королей до Селин Дион


Значение Анны Киевской для европейской истории и малоизвестные факты ее жизни во Франции


Фигура Анны Ярославны, королевы Франции, украинцам хорошо известна. Впрочем, значительно менее известны детали ее жизни за пределами Киевской Руси. И по объективным причинам. Ведь, как отмечает французский историк Филипп Делорм, документов того времени сохранилось очень мало. 










И все же есть тексты, которые позволяют объяснить некоторые из аспектов жизни дочери Ярослава Мудрого, и они легли в основу книги исследователя «Анна Киевская: королева Франции родом из Украины» (в украинском переводе это издание называется «Анна Київська. Дружина Генріха І»). Что же удалось выяснить Филиппу Делорму? Приведем несколько малоизвестных фактов, о которых рассказал ученый во время онлайн-встречи, организованной Центром Анны Киевской.



ЧЕСТЬ, КОТОРОЙ РЕДКО УДОСТАИВАЛАСЬ КОРОЛЕВА


Почему Генрих І выбрал именно Анну Ярославну? Общеизвестным фактом является то, что Киевская Русь была тогда могущественной державой, поэтому этот брак — это политический союз (в частности, как возможность для Генриха I выйти из-под немецкого влияния). В то же время важным был еще один аспект. Как рассказал Филипп Делорм, в то время были очень строгие требования, чтобы не заключали браки между родственниками. И речь идет не о двоюродных или троюродных братьях или сестрах: родство прослеживалось вплоть до седьмого колена! А если находили какие-то кровные связи, то брак считали недействительным. Соответственно, найти не родственницу было еще той задачей. Точной информации, сколько раз приезжало французское посольство в Украину, нет, впрочем, известно, что венчание состоялось в праздник Троицы в Реймсе.


После бракосочетания с Генрихом І Анну Киевскую высвятили в королеву. Коронация сопровождалась миропомазанием — ритуал, который, по словам Филиппа Делорма, указывал на переход в новое состояние. Для королей было очень важно его получить, поскольку это имело сакральный смысл, а необходимости высвящать королеву на трон или миропомазывать не было; в те времена редкая королева удостаивалась такой чести. Однако, как отмечает историк, «с самого дня бракосочетания Генрих І хотел показать и подчеркнуть значение Анны Киевской как королевы». Одна из возможных причин заключается в том, что французский король был уже пожилым и хотел засвидетельствовать статус королевы и ее потомков — продолжателей рода Капетингов. С другой стороны, дочь Ярослава Мудрого была воспитана в особых традициях. Считают, что ее мать, шведская принцесса Ингигерда, присутствовала при решении государственных дел, на принятии послов. По мнению Филиппа Делорма, это могло быть вызвано, во-первых, скандинавскими традициями, где роль женщины была важнее, чем во многих других культурах, и, во-вторых, заключенным этим браком политическим союзом. Сама же Анна Киевская была известна своей образованностью и меценатством, в частности основала монастырь святого Викентия в Санлисе. «В то время Киев, Русь, были среди островков культуры, интеллектуальных островков, в общем море довольно варварскому, во всяком случае на Западе», — комментирует Филипп Делорм. А еще Киевская Русь была и богатой: драгоценный камень, который привезла Анна из Киева в качестве подарка, Людовик VI (1081-1137) подарил аббатству, чтобы украсить реликварий с шипом от Тернового венца.


«МЫ КОРОЛИ, ФИЛИПП И ЕГО МАТЬ АННА»


Часто, когда мы думаем о дочери Ярослава Мудрого, то несколько преувеличиваем масштабы влияния тогдашнего короля. В то время Франция была чрезвычайно раздробленной, было много разных, достаточно автономных территорий. Как объясняет Филипп Делорм: «Король Франции руководил небольшой территорией вокруг Парижа, от Компьеня до Орлеана, 100-150 км максимум. Король имел Королевский совет — но это лишь несколько рыцарей, несколько советников, которые его окружали. Надо понимать, что это не был Версальский двор. Франция в те времена — это очень скромная страна, и французский король имел значительно меньше власти и авторитета».


Первые Капетинги, рассказывает Филипп Делорм, были еще не уверены в своей легитимности. Дело в том, что основателем династии был только дед Генриха I. Именно поэтому рукоположение сына на короля происходило еще при жизни отца, это был более верный способ сохранить престол. Поэтому и сын Анны Киевской, Филипп І был рукоположен еще при жизни ее мужа. Когда умер Генрих І, наследник трона был еще слишком мал, чтобы править самостоятельно. Поэтому в документах можно встретить такие подписи, как «мы короли, Филипп и его мать Анна».


Интересным, кстати, является и выбор имени для сына. Историк отмечает, что Филипп — несвойственное для этой династии имя, Капетингам были присущи другие — например, Луи, Генрих... Гипотеза Филиппа Делорма заключается в том, что, возможно, по дороге во Францию Анна Киевская ехала через Германию, а там есть место, где молились святому Филиппу о рождении детей. По мнению ученого, дочь Ярослава Мудрого могла попросить святого, чтобы родился сын, и пообещала дать ему имя в честь святого.


«СЕГОДНЯ КРОВЬ АННЫ ТЕЧЕТ В ЖИЛАХ ПОЧТИ ВСЕХ МОНАРХОВ ЕВРОПЫ»


Сейчас Анна Ярославна является одним из «исторических мостов» для отношений Украины и Франции. Однако так было далеко не всегда, поскольку еще не так давно дочь Ярослава Мудрого французы называли Анной Российской. Да, имперское влияние проникло и сюда. Как отмечает Филипп Делорм, французско-российский союз, заключенный в конце XIX в., «Превратил Анну Киевскую в один из символов дружбы двух государств. В 1896 году, готовя официальный визит царя Николая II, виконт де Кэ де Сент-Эмур издал жизнеописание объемом в сотню страниц... Автор стремился «отдать дань славным монархам, которые, когда труд увидит свет, будут гостить во Франции»: мы привяжем настоящее к прошлому, учитывая «российский союз», который уже более девяти сотен лет объединяет одного из первых наших капетингских королей с принцессой крови Рюрика, которая была одновременно королевой Франции и московской царевной». Цитата из тех времен показательная для понимания важности того, что теперь Анна именно Киевская. Этот случай — пример, как Украина возвращает свою историю.


Кроме того, тот факт, что книга Филиппа Делорма вышла в специальной серии издательства «Пигмалион», посвященной французским королевам, — тоже весомый знак. Ведь сначала в этой серии выходили рассказы о более известных фигурах, как то Мария-Антуанетта. И теперь внимание обратили и на дочь Ярослава Мудрого, которая является «прабабушкой» очень многих европейских королевских семей. Как отмечает Филипп Делорм в книге: «Сейчас кровь Анны течет в жилах многих монархов Европы от Филиппа Эдинбургского до Филиппа І Бельгийского — через Филиппа IV Испанского... Анна Киевская не фигурирует в «Альманахе Гота», но все равно считается одним из наших выдающихся прапредков! Более шестисот тысяч потомков королевы, как известных, так и забытых, уже собраны в генеалогической базе Capedia: Бернадет Ширак, Сеголен Руаяль, Брук Шилдз и даже Селин Дион, если называть только женщин...»


Мария ЧАДЮК, «День»Газета: №85-86, (2021)




Profile

urb_a: (Default)
РуZZкий военный корабль, иди нахуй

May 2023

S M T W T F S
 123456
78910111213
1415 161718 1920
21222324252627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 30th, 2026 05:56 pm
Powered by Dreamwidth Studios