[identity profile] ihorhulyk.livejournal.com posting in [community profile] urb_a
Originally posted by [livejournal.com profile] ihorhulyk at Тест на громадянство-2
1
Ілюстрація: splus.google.com

Те, про що я дещо спантеличено писав у своєму недавньому коментарі під враженням публікації Роберта Сєвьорека у Gazeta Wyborcza, виявилося навіть мейнстримним. Проблему «вибіркового» виборчого права порушив теж і Сергій Грабовський. Правда, Сєвьорек ставить питання руба – хто має право називатися громадянином – у розвинутому постіндустріальному суспільстві, з його безсумнівними ліберальними цінностями, а кому до цього привілею – зась. Грабовський же міркує над перспективами і позитивним досвідом «вибіркового» виборчого права на пострадянському просторі, наводячи, однак, і доволі успішні, на його думку, приклади зі світової історії становлення нині успішних демократій.
Якось я прочитав у відомої містифікаторки Галини Пагутяк цікаву сентенцію про те, що «ліберальні цінності не мають гуманної основи, як і лицемір’я тоталітаризму. Це дві сторони однієї медалі, яку спершу гонорово носитимуть, а потім заховають на дно шухляди, щоб приховати ганьбу». Попри першу, шокуючу реакцію, на таке ототожнення двох діаметрально протилежних речей, тепер мушу визнати почасти правоту письменниці. Одне із двох: або рафінованим демократам направду увірвався терпець тягнути на своїх рахітичних раменах усіх, кому поталанило/не поталанило народитися в епоху «тріумфального поступу народовладдя», і вони (рафіновані демократи) не менш витончено просувають ідею виборчої сегрегації; або, як наполегливо прагнув того один із активних коментаторів мого минулого коментаря, нам слід визнати непотрібність, ба більше – шкідливість держави у процесі подальшого поступу людства.
Перший висновок очевидно корелюється із думкою Галини Пагутяк. І апологети «вибіркового громадянства», як би вони того не маскували, мають на меті консолідацію «активних членів суспільства» у якийсь дещо макабричний елітарний клуб. Проблема лише у давньому запитанні: «Хто пильнуватиме охоронців?», тобто у тому, кому суджено стати суддями своїх співвітчизників і визначати рівень їхньої «громадянськості»? І чи не приховано тут загрозу вивищення цієї елітарної групки над загалом, що рівнозначно відтак тоталітаризмові? Не забудьмо Вольтерове: «Заслуги часто сиротіють у приймальнях, а підозри і чвари розкошують у кабінетах». Та й, зрештою, вислів Адольфа Алоїзовича: «Я послуговуюся ідеями нації та держави з міркувань актуального моменту. Та я усвідомлюю тимчасову цінність цих ідей».
Другий варіант відгонить ніцшеанством, із його сакраментальним: «Державою зветься найхолодніша з усіх потвор. Холодно і бреше вона; і ось яка брехня виповзає з вуст її: «Я, держава, я – народ». За такого підходу не варто, мабуть, говорити про демократію, радше – про анархію, хаос, а відтак – невситимого прагнення, закономірного для людської природи, - прагнення сильної руки.
Як би банально це не звучало, але я все-таки схильний погодитися із думкою Черчилля про те, що демократія, звісно, найгірша форма правління, за винятком всіх решти, які вже пробували час од часу. Принаймні, втішимося заспокійливим від П’єра Манана: «Суттєвим або природним явищем є рівність тих, кому влада не належить».
Ігор Гулик

Тест на гражданство-2
То, о чем я несколько озадаченно писал в своем недавнем комментарии под впечатлением публикации Роберта Севьорека в Gazeta Wyborcza, оказалось даже мейнстримным. Проблему «выборочного» избирательного права поднял также и Сергей Грабовский. Правда, Севьорек ставит вопрос ребром - кто имеет право называться гражданином - в развитом постиндустриальном обществе, с его несомненными либеральными ценностями, а кого следует лишить этой привилегии. Грабовский же размышляет над перспективами и положительным опытом «выборочного» избирательного права на постсоветском пространстве, приводя, однако, и довольно успешные, по его мнению, примеры из мировой истории становления ныне успешных демократий.
Однажды я прочитал в известной мистификаторки Галины Пагутяк интересную сентенцию о том, что «либеральные ценности не имеют гуманной основы, как и лицемерие тоталитаризма. Это две стороны одной медали, которую сначала будут гордо носить, а потом спрячут на дно ящика, чтобы скрыть позор». Несмотря на первую, шокирующую реакцию, на такое отождествление двух диаметрально противоположных вещей, теперь отчасти должен признать правоту писательницы. Одно из двух: или рафинированным демократам действительно надоело тащить на своих рахитичных плечах всех, кому повезло/не повезло родиться в эпоху «триумфального шествия народовластия», и они (рафинированные демократы) не менее изящно продвигают идею избирательной сегрегации; или, как настойчиво стремился к этому один из активных комментаторов моего прошлого поста, нам следует признать ненужность, более того - вредность государства в процессе дальнейшего развития человечества.
Первый вывод очевидно коррелирует с мнением Галины Пагутяк. И апологеты «выборочного гражданства», как бы они этого не маскировали, имеют целью консолидацию «активных членов общества» в каком-то несколько макабрическом элитарном клубе. Проблема лишь в древнем вопросе: «Кто будет охранять охранников?», то есть о том, кому суждено стать судьями своих соотечественников и определять уровень их «гражданственности»? И не прячется ли здесь угроза возвышения этой элитарной группки над целым, что следовательно равнозначно тоталитаризму? Не забудем Вольтера: «Заслуги часто сиротеют в приемных, а подозрения и распри наслаждаются в кабинетах». И, наконец, выражение Адольфа Алоизовича: «Я пользуюсь идеями нации и государства по соображениям актуального момента. Но я осознаю временную ценность этих идей».
Второй вариант отдает ницшеанством, с его сакраментальным: «Государством называется самое холодное из всех чудовищ. Холодно врет оно, и вот какая ложь выползает из уст его: «Я, государство, я - народ». При таком подходе не стоит, наверное, говорить о демократии, скорее - о анархии, хаосе, а затем - неутолимом стремлении, закономерном для человеческой природы, - стремлении к сильной руке.
Как бы банально это не звучало, но я все-таки склонен согласиться с мнением Черчилля о том, что демократия, конечно, плохая форма правления, за исключением всех остальных, которые уже пробовали время от времени. По крайней мере, есть успокаивающее от Пьера Манана: «Существенным или природным явлением является равенство тех, кому власть не принадлежит».
Игорь Гулык

Date: 2013-11-01 10:33 am (UTC)
From: [identity profile] tankist3.livejournal.com
Либертианством отдает

Date: 2013-11-01 11:25 am (UTC)
From: [identity profile] tankist3.livejournal.com
Предмет. Вот там есть неожиданный взгляд
http://tass-analytics.com/stories/gomoseksualisty-chem-oni-opasny

Date: 2013-11-01 07:42 pm (UTC)
From: [identity profile] rusmskii.livejournal.com
Существуют ли уже сегодня нравственно оправданные ограничения избирательного права. Да, существуют. Почему нельзя увечить перечень ограничений? Не вижу препятствий, кроме политической воли и работы СМИ по разъяснению вопроса.

Date: 2013-11-03 07:14 am (UTC)
From: [identity profile] rusmskii.livejournal.com
Да, тут почти всё условности. Вопрос соотношение сил условившихся и несогласных с условиями. Почему право голоса получают в 18, а не в 48 лет? Условились. Что такого происходит в восемнадцатую годовщину рождения? Ничего особенного. Почти все понимают, что дурак отличается от умного, дезертир от героя войны. Почему у них нет отличий во влиянии на государство посредством голосования? Условились так. А можно условится по-другому.

Date: 2013-11-03 07:46 pm (UTC)
From: [identity profile] rusmskii.livejournal.com
Тогда надо вести речь о критериях договора. Кто их будет вырабатывать? Общество?
Да, нужна такая работа. Всегда будут группы лиц, отдельные личности, которым остальное большинство будет доверять эту работу. На мой взгляд, это вопрос честного разговора. А не митинговых криков. Просто надо честно говорить о том, что и так все знают, но умалчиваю в силу привычки. Почему значительная часть избирателей не ходила и не будет ходить на голосование? Они безразличны к политике? Вряд ли. Все хотят порядка и спокойствия на улицах. Никто не хочет короткими перебежками двигаться по городам и весям из-за гражданской войны. А не ходят голосовать потому что живут по правилу "сделайте мне хорошо и красиво". По сути, это не патернализм, в котором постоянно обвиняют людей либералы, а настоящее отношение к государству как наёмнику. О чём тоже не устают твердить те же либералы. "Я плачу налоги или не плачу, но государство пусть мне сделает хорошо. Я не хочу его брать себе воспитателей, надзирателем. Пусть делает, что хочу я и всё". Этим людям право голоса не нужно. Но лишать их по такому поводу затруднительно из-за невозможности обосновать такое лишение с т.зр. справедливости. А вот если поставить вопрос иначе (давать, а не лишать голоса, за определённые заслуги, работы, выполнение задач) - это нравственно обосновать можно, т.к. у нас везде кроме государства такой подход существует. Называется "кто не работает - тот не есть".

Profile

urb_a: (Default)
РуZZкий военный корабль, иди нахуй

May 2023

S M T W T F S
 123456
78910111213
1415 161718 1920
21222324252627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 31st, 2026 05:08 am
Powered by Dreamwidth Studios