[identity profile] wangden.livejournal.com posting in [community profile] urb_a
В чисто военном отношении молодое советское государство пару раз оказывалось на грани катастрофы. Но в плане пропаганды и идеологии белые, думаю, стояли на заведомо проигрышных позициях.

Красные несли новое. Влекущее, пассионарное, обещающее утопию. Исполнение, так сказать, заветной мечты. А что несли белые?
Возвращение к старому. Но ведь старое развалилось не потому, что приехал Ленин в бронированном вагоне. Старый порядок, империя, монархия развалились потому, что напрочь прогнили. Вернуться назад было бы невозможно и абсурдно, это означало бы возвращение в "без пяти двенадцать". А никакого ясного ответа на вопрос, чем "новое старое" отличалось бы от "старого старого", не было. От, вешали бы явно больше. А ещё что?

Была, кноечно, новая для России идея, идея Февраля: буржуазная республика. Но Временное правительство постиг epic fail, и в дальнейших событиях представители такого видения будущего как-то не были особо заметны. Многие воевали за реставрацию монархии, никто не воевал за Временное правительство. "Кончилось ваше время" - с этим, кажется, были согласны и красные, и белые.

Так что же осталось у белых? Очень мало. По существу, контрреволюция в чистом виде, порочная идея вернуться туда, где всё закономерно рушилось. А поскольку конкретных взглядов на будущее России было по их стороне великое и противоречивое множество, был избран принцип "непредрешения", который по существу означал уклонение от конкретных формулировок того, как и что будет после их победы. Историк С. Волков утверждает, что лозунг лозунг «Россия Единая, Великая и Неделимая» стал единственным логунгом белых. А Милюков сказал в 1921 году (когда было уже поздно):  «„Единая и неделимая Россия“ - лозунг, нас погубивший».

Думаю, что при таком раскладе Россия была обречена на победу красных. И красные победили - во всей России, а также во всей азиатской части рухнувшей империи.
Кто уберёгся? Убереглись только те национальные окраины, которые смогли создать и защитить свои государства. Польша (с Западной Украиной и Западной Беларусью), Прибалтика, Финляндия. Плюс - особняком стоящая в этом ряду - аннексированная Румынией Бессарабия.

Альтернативные идеологии были тогда в России неконкурентоспособны по отношению к идеологии большевиков. Единственным действенным противоядием оказалась национальная идея. Те народы, у которых было достаточно национального самосознания, чтобы пожелать независимости, достаточно организованности, чтобы создать свои государства, и достаточно мужества (и силы), чтобы их защитить, спаслись. Некоторых потом достала красная волна, но схлынула.

А Украине и Беларуси чего-то тут не хватило. И воли к независимости, и организованности. Да и лидеров (Скоропадский, Петлюра, Грушевский, Булак-Балахович, Ластовский явно не дорастали до уровня Пилсудского или Маннергейма). А хватило бы - Голодомор и 37-й год, пожалуй, прошли бы мимо...

Date: 2013-04-18 07:46 pm (UTC)
From: [identity profile] zn-org.livejournal.com
у белых небыло другого выхода т.к. большевики стали признавать абсолютно все национальные окраины - читайте "Декларация прав народов России" которую они первым делом издали.
все остальное ваши фантазии

Date: 2013-04-18 07:55 pm (UTC)
From: [identity profile] zn-org.livejournal.com
какое "задавили" - практически сразу признали Польшу и Финляндию, потом Прибалтику оптом. Еще неизвестно поперлись бы большевики на кавказ если бы "бравые грузины" не оккупировали Сочи - т.к. кавказкие республики они тоже признали.

Date: 2013-04-18 08:04 pm (UTC)
From: [identity profile] zn-org.livejournal.com
на примере Прибалтики легко можем видеть что много. Вот если бы поляки восстановили свою от можа до можа как хотели - история бы определенно пошла по другому. А так только кусок украины, кусок белоруссии, кусок прибалтики, кусок словакии, кусок германии, большевикам такие темпы отхватывания земель у 100% соседей и не снились.

Date: 2013-04-19 02:19 am (UTC)
From: [identity profile] zn-org.livejournal.com
ваши фантазии впечатляют своей безграмотностью :)

Date: 2013-04-18 08:31 pm (UTC)
From: [identity profile] oksana107.livejournal.com
о, дурак!
Уже после этой декларации Петлюра выступал с идеей оставаться в составе России. И только после того, как большевики в январе 18-го разогнали Учредительное собрание Украина решила держаться подальше от авантюристов.

когда вы уже выключите свой радиопроигрыватель и включите радиовыигрыватель?

Date: 2013-04-19 02:18 am (UTC)
From: [identity profile] zn-org.livejournal.com
еще раз для особо тупых - опора на националистов была основная фишка большевиков, по факту большевики признавали практически любую национальную окраину отделившуюся и признающую самих большевиков. Белые мягко говоря от такого офигивали и вынуждены были использовать другой подход - ваш любимец Петлюра тут вообще не обсуждался и обсуждать этого клоуна нет никакого желания и в дальнейшем.

Date: 2013-04-18 07:46 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_mamuda_/
у Польши, Финляндии и Прибалтики был один фронт,
у Украины было одновременно 3 фронта одновременно

Date: 2013-04-19 06:27 am (UTC)
From: [identity profile] azkij.livejournal.com
у украины было 10 фронтов :)
потому что власть не могли поделить между собой.
(deleted comment)
(deleted comment)

Date: 2013-04-19 05:15 am (UTC)
From: [identity profile] alitet67.livejournal.com
Новитни "герои Украины" вообще в немецких обозах и мундирах проехались по нэньке....
Edited Date: 2013-04-19 05:16 am (UTC)
(deleted comment)

Date: 2013-04-19 07:06 am (UTC)
From: [identity profile] alitet67.livejournal.com
))) Это у вас профессиональный приступ, вот вас и штырит пломбированным вагоном.
))) Начинайте уж... патриотично - с основания Парижа - запорожцами!
(deleted comment)

Date: 2013-04-19 03:37 pm (UTC)
From: [identity profile] alitet67.livejournal.com
Мне интересней наблюдать за свидомыми достижениями.
Есть чему поудивляться!
Розмаху, достижениям, пЭрЭмогам....
(deleted comment)

Date: 2013-04-19 04:07 pm (UTC)
From: [identity profile] alitet67.livejournal.com
Намекаете на то, что Юля Тимошенко напишет личные воспоминания о том, как с москалями дерибанила нэньку!?....
(deleted comment)

Date: 2013-04-19 04:16 pm (UTC)
From: [identity profile] alitet67.livejournal.com
Осваивайте курсантскую службу, как положено.
Потом посол США вручит вам диплом!
(deleted comment)

Date: 2013-04-19 04:29 pm (UTC)
From: [identity profile] alitet67.livejournal.com
))) Не пересказывайте всем свой диагноз и приписанные вам лечения.
Отдыхайте - лесом....

Date: 2013-04-18 08:21 pm (UTC)
From: [identity profile] nowhere-person.livejournal.com
В целом +1, за исключением пары замечаний.
Красные, кроме просто "нового", несли прежде всего "землю - крестьянам". Тот лозунг, который процентов на 80 выиграл для них Гражданскую войну. Причем изначально это был лозунг эсеров, но большевики вовремя оценили весь его потенциал и взяли на вооружение.
И вы неправы насчет "возвращения к старому" как лозунгу белых. Как раз к царизму возвращаться практически никто не призывал, так как сама идея царизма была уже изрядно дискредитирована, в первую очередь самим Николаем II. Тем более, что среди т.н. белых на самом деле преобладали "розовые" - всякого рода социалисты небольшевистского толка, и лозунг "за советы без коммунистов" был на порядок популярнее, чем "за веру, царя и отечество". Ижевские рабочие, воевавшие на стороне Колчака, вообще ходили в атаку под красными флагами и с Интернационалом.
Но внятной общей идеологии у белых действительно не было, кроме как "против большевиков". Даже "неделимую Россию" поддерживал, скажем, Деникин, а кубанские казаки - так уже не особо.

Date: 2013-04-18 08:36 pm (UTC)
From: [identity profile] greatest-cat.livejournal.com
кубанские кОзаки?))

насколько помню,в разрушение Запорожской Сечи были войска, посланные руССкими царями...да и Кубань вряд ли иССконно-рССукая замля

Date: 2013-04-19 04:04 am (UTC)
From: [identity profile] danieldefo.livejournal.com
На Кубани, как и на Дону, казаки разделились на красных и белых. А Кубань - русская земля по факту. Как это не больно для свидомых.

Date: 2013-04-19 05:17 am (UTC)
From: [identity profile] alitet67.livejournal.com
))) Это у них такая марка свидомых кирпичей.

Date: 2013-04-18 08:55 pm (UTC)
From: [identity profile] nowhere-person.livejournal.com
2. Лично по убеждениям Деникин может и был монархистом, но в пропаганде В.С.Ю.Р. идея монархии, афаик, никак не звучала и использовалась. Были только какие-то невнятные заявления насчет Учредительного собрания, которое все и решит.
3. У Шамбарова (http://militera.lib.ru/research/shambarov1/02.html)

А крупные заводы Ижевска и Воткинска восстали, изгнав коммунистов и очистив значительный район на Каме. Здесь были оружейники, потомственные мастера, не чета питерской лимите или волжской портовой рвани. У них сохранилась советская власть — но без большевиков. Дрались под красным флагом, выбирали командиров, употребляли обращение «товарищ», а в атаки поднимались с «Варшавянкой». Шли на позиции цехами и заводами. Нередко делились — часть цеха воевала, а часть работала у станков, изготовляя для них оружие и боеприпасы.

Date: 2013-04-18 08:56 pm (UTC)
From: [identity profile] nowhere-person.livejournal.com
Варшавянка, не Интернационал. Перепутал :)

Date: 2013-04-18 11:43 pm (UTC)
From: [identity profile] vladislav-01.livejournal.com
=3. Про красные флаги и "Интернационал" со стороны колчаковцев не слышал=

Это скорее всего про самарский КОМУЧ.
http://www.m-matveev.ru/index.php/publikacii/publ-statji/523-nauch
Edited Date: 2013-04-18 11:46 pm (UTC)

Date: 2013-04-19 01:09 am (UTC)
From: [identity profile] vladislav-01.livejournal.com
=несли прежде всего "землю - крестьянам"=

Что ж тупые крестьяне за эсеров голосовали? А потом немножко убивали комбедовцев и коммунистов?

Date: 2013-04-18 08:41 pm (UTC)
From: [identity profile] meshekskyi.livejournal.com
"...Единственным действенным противоядием оказалась национальная идея..." - не думаю, что термин "противоядие" здесь уместен. Национальная идея самодостаточна и весьма действенна во времена любых серьезных раздраев - как, к примеру, развал СССР. Когда центробежные процессы набирают силу, национализм в первую очередь берется на вооружение - а против чего он там "ядие", это дело десятое.
Edited Date: 2013-04-18 08:42 pm (UTC)

Date: 2013-04-18 09:19 pm (UTC)
From: [identity profile] qwax.livejournal.com
Финляндию накачала оружием Германия, Польшу -Антанта. Основные усилия Красные тратили на Белых. Как только одолели Белых -самостийщиков прихлопнули быстро.

Date: 2013-04-19 04:07 am (UTC)
From: [identity profile] danieldefo.livejournal.com
Абсолютно согласен. Белые идеологически были черезжопицей от социалистов и до монархистов, плюс всякие атаманы-анархисты. И поэтому были обречены. Красные же на первом этапе были очень привлекательны своим лозунгом "Земля - крестьянам, фабрики - рабочим, мир - народам". Это уже потом стало понятно, что лозунги и реальность - разные вещи.

Date: 2013-04-19 04:31 am (UTC)
From: [identity profile] vladislav-01.livejournal.com
Когда это "потом"? всё стало понятно уже в 1918 г. "Земля-крестьянам" вообще из программы социалистов-революционеров. "Заводы-рабочим" в реальности означали полное прекращение работы промышленности = безработице для этих самых рабочих.
Edited Date: 2013-04-19 04:33 am (UTC)

Date: 2013-04-19 06:22 am (UTC)
From: [identity profile] azkij.livejournal.com
Кто уберёгся? Убереглись только те национальные окраины, которые смогли создать и защитить свои государства.
от чего они убереглись?
в Польше например к власти так же пришли "красные", только свои, польские.

Profile

urb_a: (Default)
РуZZкий военный корабль, иди нахуй

May 2023

S M T W T F S
 123456
78910111213
1415 161718 1920
21222324252627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 30th, 2026 05:10 pm
Powered by Dreamwidth Studios