Украина: очердной проваленный шанс
May. 1st, 2013 12:26 amМежду прочим, 95 лет прошло, полукруглая дата, вполне достойная по крайней мере чтобы ее упомянуть хотя бы на полуофициальном уровне.
Впрочем, для большинства "свидомых" и 21 века, и начала 20-го - Скоропадский - сначала ставленник немцев, который свергнул "законную" (три раза "ха") "Украинскую Центральную Раду", а в конце своей карьеры едва ли не предатель, провозгласивший федерацию с несуществующей небольшевистской Россией.
( Collapse )
И это легко объяснимо - национальная элита сначала была полонизирована, а потом русифицирована. В массе своей это движение выростало из того, что русские классики называли "разночинцами" (не без исключений, конечно же).
Достатосно вспомнить метания из "национализма" в социализм Драгоманова, Франко, Леси Украинки - список можно продолжать до бесконечности.
После февраля 1917 это национальное движение сформировало т. наз. Украинскую Центральную Раду - сначала сборище всей этой разночинной интеллигенции, потом разбавленное представителями разнообразных "рад" - "селянских", "рабочих", "салдацких" и прочая, а в итоге даже вобравшее в себя представителей нацменьшинств.
Несколько сотен молодых и не очень бездельников, профессиональных революционеров и просто "городских сумасшедших" вообразили себя властью и даже пытались управлять 5 губерниями, отданными им на откуп Керенским и Ко. Понятно, что из этого ничего не вышло, разочарование в "рэволюционерах" наступило даже быстрее чем после "оранжевой революции", а во вверенных краях воцарилась анархия (вообще-то, говоря современным языком, скорее беспредел - с октября 1917 власти не было. Точнее была но не одна, а две, три, короче - чем город больше - тем болье и "властей").
В истории Рады было 2 светлых пятна:
1) перед тем как большевики захватили город, она успела неплохо потрепать киевский пролетариат, подавив восстание рабочих, и
2) уже бежав из столицы только что провозглашенной "самостийной" УНР заключить договор с Центральными державами, пригласив немцев и австрийцев помочь навести порядок.
Надо сказать, немцы с "австрияками" сделали все, что могли: от большевиков летели пух и перья, за пару недель последние красногвардейцы отправились на историческую родину или в вынужденную эмиграцию.
Но вот Рада не изменилась: говорили много и красиво, а обязательства по союзному договору не выполняли. И даже не потому, что не хотели, а потому, что, во-первых, ничего делать не умели, а во-вторых, очень любили простой народ.
Тот который наплевав на все законы и традиции осенью уничтожил практически все имения и "поделил землю" "по собственному разумению". Приэтом еще просто так перебив несколько тысяч женщин, детей, стариков и прочей "помещичьей наволочи".
(Неплохой рассказ на эту тему есть у Антоненко-Давидовича, человека, которого не заподозришь в симпатиях к "угнетателям украинского народа.)
Кстати, немцы позволили "украинским социалистам и патриотам" безвластвовать около 2 месяцев.
И окончательно приняли решение о "перевороте" после того как банда во главе с украинским "народным министром иностранных дел" и по совместительству предскдателем правительства УНР похитила одного киевского банкира.
Анекдотческая, но абсолютно правдивая история, свидетельствующая об уровне той власти. Кому интересно, найдет в "тырнетах", министра звали Всеволод Голубович, банкира - Абрам Добрый.
Пол-года правления Скоропадского были ненаучной фантастикой на фоне всего того, что творилось на просторах бывшей империи:
1. Крестьяне и пролетарии работали, зарабатывали и содержали свои семьи, а не убивали помещиков, жгли имения и бастовали.
2. В стране можно было безбоязненно предвигаться, власть была одна (не везде конечно, но туда куда пришли "оккупанты" - однозначно), а полицейские (Державна варта) исполняли свой долг, а не занимались вымогательствам.
3. Большевистская Россия признала Украину как независимое государство, страны обменялись консульствами.
4. Поезда ходили по расписанию (смешно, но для того времени это огромное достижение, в РСФСР более-менее движение было налажено после введения нэпа).
5. Было открыто 150 украинских гимназий, 2 университета и создана академия наук. Менее чем за пол-года, повторюсь.
При этом "бальзам на душу" "великорусским шовинистам" - гимназии открывались не на месте действующих, а новые. Так же как и университеты.
Почему же все это пошло прахом?
Первая причина понятна - после поражения Германии и начала в ней революции ушли главные гаранты реформ и порядка - дисциплинированный немецкие части.
Но гораздо более печальна вторая причина - "свидомые" (назовем их именно так, "по-современному") отказались сотрудничать с узурпатором.
Скоропадского не поддержала ни одна национальная партия, за исключением крайне малочисленных и непопулярных "хлеборобов-державников".
Мало того, все эти украинские эсеры, эсдеки, эсэсы и прочая шваль (а другого названия они не заслуживают - свидетельство тому дальнейшая история "возрожденной" УНР) совершенно открыто готовились гетмана свергать.
Кому интересно, найдет опять же информацию о том, что перед тем, как провозглашать федерацию с Россией, Скоропадский пытался наладить диалог с националистами, причем наиболее радикальных на то время взглядов.
Понятно, что это ни к чему не привело.
То есть даже его предательство - суть результат идиотизма тогдашних "жовто-блакытных".
А ведь великий был человек.
Если бы ни кое-чье упрямство, преходящее в идиотизм, стал бы украинским Маннергеймом.
Или Маннергейма называли бы финским Скоропадским?



В связи с созданием чешского литературного языка, что называется, в лабораторных условиях, можно отметить множество любопытных курьезов. Например, французское слово "журнал" по-чешски звучит очень славянофильски - "часопис". Почти как "летопись". Но можно ли на этом основании утверждать, что чешский язык очень древний? Нет, потому что мы имеем дело с совершено искусственной архаизацией языка, когда лингвистически "удревняются" понятия, возникшие совсем недавно. В настоящее время в Чехии параллельно существует как бы два языка - литературный и разговорный. На литературном не общаются в быту даже профессора чешской филологии - до того он сложен и громоздок - 13 склонений и 13 спряжений, в то время, как в очень близком словацком 3 и 3 соответственно.















